Throne of ice
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Lokie, Эллет  
Форум » Кельтская мифология » Ирландская мифология » Ирландский пантеон
Ирландский пантеон
ГэллДата: Пятница, 13.11.2009, 13:08 | Сообщение # 1
Новобранец
Группа: Житель
Сообщений: 4
Репутация: 1
Статус: Offline
Фоморы (клан Фир Болг) (Fomorians, Fomors) (ирл. Fomoire – «Нижние демоны»).
В ирландской мифологической традиции, фоморы – раса гигантов, первоначальных жителей Ирландии. Фоморы, как и их противники-сиды, ассоциировались с островным потусторонним миром (Torinis, «Остров со стеклянной башней»), и Край Блаженных, на западе океана, нередко назывался владениями Тетры (одного из правителей фоморов).
Фоморы (как и Племена богини Дану) часто назывались Trenfiru an Tsidha («Герои из сидов»). Первоначально фоморы были, видимо, божествами типа скандинавских ванов, связанными с плодородием и магическим искусством. Племена Богини Дану прибыли в Ирландию и разбили фоморов в битвах при Маг-Туиред. Часть фоморов была связана династическими браками с Племенем Дану.

Племена богини Дану (ирл. Tuatha De Danann).
В ирландской мифологии Туата-Де-Дананн (Туатха-Де-Данаан) (или просто Туаты) – группа богов, прибывшая с таинственных северных островов. Они бились с фоморами – одноглазыми, однорукими и одноногими морскими великанами и победили их, в свою очередь, уступив господство над Ирландией «Сыновьям Миля». Сагой, которая наиболее полно отражает данную тему, является «Вторая битва при Маг-Туиред». В ней описывается вторжение и победа Туата-Де-Дананн над фоморами.
Ирландские легенды повествуют, что Племена Богини Дану потерпели поражение от людей (Сыновей Миля) и поселились внутри священных холмов (сидов). Отныне они стали называться сиды (сидхе) (ирл. side, кельт. sidhe), или, в поздние времена – эльфы, феи, фейри.

Бадб (Неистовая) – The Badb, Bodb.
Ирландская (кельтская) свирепая богиня войны и разрушения. Вместе с богинями Маха и Морриган она составляет триаду богинь войны. (По облику и функциям нечётко различается с Морриган). Во время сражений Бадб часто принимала форму вороны или ворона. Являлась перед сражением и возбуждала боевой дух воинов. Часто принимала участие в битвах, влияя на их результат.
Участвовала в мифической битве при Маг-Туиред (Мойтуре), в которой Племена Дану сражались против фоморов.
В позднем фольклоре и преданиях Бадб трансформировалась в ведьму, схожую с баньши и также предвещавшую смерть своим появлением (всегда в облике ворона).

Балор.
Внук Нета, сын Дота, правитель народа фоморов. Поражал врагов взглядом своего единственного глаза, в который в детстве попали пары магического зелья, варившегося для его отца Дота. Во время битвы веко этого глаза приподнимали четыре существа. По некоторым версиям бог Луг приходился Балору внуком. Был побеждён Лугом во второй битве у Маг-Туиред. Их поединок – один из центральных эпизодов в повествовании саги о битве сидов и фоморов.

Боанн (Бойнн) (Boann) (Белая корова).
Богиня щедрости и плодовитости, её символом является белая корова. Боанн приходится женой Нехтану (Сид холма, из которого вытекает река Бойн).
По другим версиям ее первым супругом был Элкмар из Бруга. Дагда желая Боанн, отправил Элкмара к Бресу, и сделал так, что дорога в девять месяцев стала для него одним днем. Между тем от союза Дагда с Боанн родился сын по имени Энгус. Так, Энгус был зачат и рождён в один день.
Эпоним реки Бойн.

Бодб Дерг (Красный, Рыжий).
Сын бога Дагда и правил сидами южного королевства – Мунстера. Его резиденцией традиционно признавался Сид Фемен.

Брес (Bres) (Прекрасный).
Сын Элата (Элатхана), принца фоморов, и богини Эриу. Муж Бригг. Один из вождей фоморов.
Когда в битве при Маг-Туиред Нуаду потерял руку, а по закону увечный не мог править Ирландией, начались раздоры — и после долгих споров решено было отдать королевскую власть Бресу. Будучи лишь наполовину сид, он, тем не менее, какое-то время занимал трон Племен Дану, но правил ими очень жестоко. И хотя в Ирландии, до сих пор ходит поговорка (не важно по поводу человека, места или предмета): «Красив, как Брес», однако сам он был коварен, жесток и скуп.

Бригг, Бриггит (Brigit, Bridget, Brighid, Brigindo).
Ирландская богиня животворящих сил природы и плодовитости, покровительница кузнецов, поэтов и врачей. Символизировалась белым лебедем (или тремя белыми цаплями).
Дочь Дагда, жена Бреса. Ее праздник – Имболк, проводился 1 февраля. В Килдаре (Ирландия) культ Бригг обслуживался женским жречеством.

Гоибниу (ирл. Goibniu).
Бог-кузнец из Племен Дану. Гоибниу (вместе с Лухту и Кредне) изготовил богам доспехи и оружие (оно обладало волшебным свойством: тот, кто был ранен им, не мог поправиться), с помощью него они одержали победу над фоморами во второй битве при Маг-Туиред. Гоибниу выковывал наконечники копий тремя ударами молота, Лухту вырезал древки для копий тремя взмахами топора, а Кредне прикреплял наконечник к древку настолько плотно, что его не надо было крепить бронзовыми заклепками.
Он также изготовил магический напиток – эль, поддерживавший силы сражавшихся богов, и делавших их неуязвимыми.
Вместе с богами Лухта (плотник) и Кредне (бронзовых дел мастер) составлял триаду «богов ремесла».
Гоибниу наряду с Дагда считался владельцем магического неистощимого котла и хозяином пиршественной залы потустороннего мира.
По некоторым вариантам Морриган называлась его женой.

Дагда (Dagda, Dagde, Dagodevas) (Ирл. «Хороший, добрый бог»).
Известен также под именем Эохайд Олатайр (ирл. Eochaid Allathair) («Эохайд Отец Всех»). Ирландский бог земли, мудрости и богатства. Один из предводителей Племен Дану. Его жена – богиня Морриган (по другим вариантам – обожествлённая река Бойн). Атрибутами являются бездонный котел изобилия «Неиссякающий», в котором каждый находил себе пищу в соответствии со своими заслугами, и живая арфа, «Уаитни», с помощью которой он управляет годовым циклом (когда он играет на ней, времена года идут установленным чередом). Дубина Дагда может, как уничтожать, так и восстанавливать жизнь. Он возил ее за собой на колесе, настолько она была большая и тяжелая, и поднять ее могли только восемь сильных мужчин, а само колесо, оставляло глубокую борозду, напоминавшую границы между владениями. Дагда, считался большим любителем и неутомимым поедателем овсяной каши, именно ей он был обязан своей славой непобедимого воина.
Очевидно, что его роль во время празднования Самайна, связана с его властью над природными явлениями и урожаем.
Дагда считался покровителем друидов.
Один из вариантов местопребыванием Дагда считался сид Бруиг-на-Бойне.
У Дагды было семеро детей, из которых наибольшей известностью пользуются Бригг, Оэгнус, Мидхир, Огма и Бодб Дерг.

Дану (Danu).
Богиня, давшая имя целому клану богов, - Туата-Де-Дананн (Туаты, Племена богини Дану), который установил господство над Ирландией, победив племена Фир Болг (фоморов). Впоследствии племена богини Дану вынуждены были уступить господство над Ирландией сыновьям Миля.
Сама Дану, по всей видимости, представляет олицетворение земли и ее плодородных сил, все остальные боги, по крайней мере, по титулу, считались ее детьми.
Дану (Ану) почиталась как матерь всего живого.

Диан Кехт (Dian Cecht).
В ирландской мифологии бог врачевания, чудесным образом исцеляющий тяжелые раны и возвращающий жизнь мертвым. Изготовил Нуаду, который потерял руку в сражении с фоморами, новую, из серебра, действовавшую совсем как настоящая.
Он связан с мифом о спасении Ирландии. Когда Морриган, родила сына ужасной наружности, Диан Кехт, предвидя грядущие беды, посоветовал предать его смерти. И когда он вскрыл сердце бога-младенца, обнаружил в нем трех змей, способных вырасти до гигантских размеров и проглотить всю Ирландию. Диан Кехт умертвил змей и предал их огню, но он опасался, что даже мертвые тела их могут причинить зло. Поэтому Диан Кехт собрал их пепел и высыпал его в ближайшую реку и, как только он это сделал, вода закипела, и в ней погибло все живое. С тех пор река зовется Бэрроу («Кипящая»).
У Диан Кехта было несколько детей, двое из которых унаследовали дело отца. Их звали Мидах и его сестра Эйрмид. Кроме них, у него была и другая дочь, Этэйн, которая вышла замуж за Огму, и трое сыновей, которых звали Киан, Кете и Ку.
Диан Кехт приходится богу Лугу дедом.

Донн (Donn) (Темный, Тьма).
Бог Мёртвых. Это божество, как считалось, обитает на острове к юго-западу от Ирландии. В его дом отправляются живущие в Ирландии после смерти. Ассоциируется с полной Луной (лик Донна).

Кредне (Крейдхна).
В ирландской мифологии бог – искусный ремесленник, который помог изготовить серебряную руку богу Нуаду и, вместе с Гоибниу и Лухтой, изготовил оружие богам для второй битвы при Маг-Туиред. Бронзолитейщик (бронзовых дел мастер) (хотя иногда его называют – медником).
Вместе с Гоибниу и Лухта составляет триаду «богов ремесла».

Лер (Лир) (ирл. - Lir) (предположительно – Море).
Бог моря. Об образе ирландского Лера известно мало, он упоминается обычно лишь как отец Мананнана. Вместе со своим сыном Маннананом Лер ассоциируется с «Островами Блаженных» (Эмайн Аблах), раем, располагавшимся за морем далеко на западе (или севере), родиной Племён Дану.

Луг (Lugh, Lug).
Бог Луг носил прозвище Самилданах (ирл. Samildanach), что означает «Многоискусный» («Искусный во многих ремеслах»). Еще имел прозвище – Ламфада (ирл. Lamhfada) «С длинной рукой» («Длинные руки», «Стреляющий далеко»). В одном из преданий рассказывается, что бог Луг имел прозвище Йолданах («Повелитель всех искусств»). Был покровителем искусств и ремёсел.
Также его культ был связан с Солнцем. Как полная луна – лик Донна, так Солнце – лик Луга. Ежегодный праздник бога Луга – Лугназад (Лугнасад, Лугнассад) (1 августа) отмечался ярмарками, свадьбами и весёлыми гуляниями. Животные Луга - ворон и рысь.
В ирландских мифологических повествованиях Луг изображался новопришельцем среди богов Племен Дану, который попадает к ним, доказав свою искушенность сразу во многих ремеслах.
Центральный эпизод связанных с ним ирландских мифов - сражение Луга с предводителем фоморов одноглазым Балором, Луг поражает Балора в глаз камнем из пращи (или магическим копьем, или чудесным оружием, выкованным Гоибниу).
Атрибутом Луга является его копьё «Ассал», это копьё добыли Лугу «три бога ремесла» на северных островах. Копье, в отличие от пращи, не было нужды постоянно держать в руках, потому что оно было живым и отличалось ненасытной жаждой крови. Успокоить его можно было, только погрузив его наконечник в усыпляющий отвар из толченых листьев мака. Почуяв приближение битвы, копье просыпалось, начинало рваться на ременной привязи и, разорвав ее, устремлялось на врагов. Его почитатели, увидев в небе радугу, вспоминали это страшное оружие.
Еще одним атрибутом бога был волшебный пес, о котором есть эти строки:
Тот достославный пес
Непобедимым был на поле брани,
Он был дороже всех сокровищ,
Носясь по полю огненным клубком.
Тот пес был знаменит особым даром
(А дар тот был превыше всех других):
Лишь стоило ему в ручье омыться,
Как воды в нем текли вином и медом.

По некоторым версиям, сыном Луга был ирландский герой Кухулин.

Лухта (Лухтэйн).
Бог-плотник из Племен Дану. Вместе с Кредне и Гоибниу изготовлял доспехи и оружие богам для второй битвы при Маг-Туиред.
Также вместе с ними составляет триаду «богов ремесла».
Отец Фингена.

Маннанан (Маннанан МакЛер) (ирл. Manannan mac Lir).
Сын бога Лера. Также его называют «Властелин Туманов», «Властелин Земель под Волнами». Его культ связан с морской стихией. Мананнан часто описывался как всадник, скачущий по морю или едущий по нему на колеснице. В традиции «конями Маннанана» называются морские волны.
В его ответственности находится не только море, но и проходы в «Другой Мир», охранником которых он является.
Владения Мананнана связывались с островом Мэн (ирл. Mana, Mann). Хотя иногда его называют правителем Яблочного Острова (Яблочный Эмайн).
Мананнан искусен в изменении формы и сведущ в магических знаниях. Когда Племена Дану потерпели поражение и ушли в холмы, он даровал им три чуда: чары, делающие их невидимыми, эль, дающий бессмертие и вечную молодость, и свиней, которые после того, как их съели, снова возрождаются.

Маха.
Одна из триады богинь войны (кроме Бадб, Морриган). Она ассоциировалась с войной, плодовитостью и процветанием Ирландии, а также с конями. В качестве богини плодовитости она почиталась как богиня-матерь. В ипостаси богини войны она не принимала участия в битвах, но постоянно присутствовала на поле боя и использовала свое могущество, чтобы помочь одной из сторон.
Когда же битвы оканчивались, богини бродили среди павших воинов, отрубая головы убитых, они называли их «урожаем Махи».
Ее образ часто сливается с Бадб.

Мидах.
Сын Диан Кехта, унаследовавший от отца искусство врачевания. Восстановил для Нуады настоящую руку, вместо серебряной, что позволило тому вернуть себе трон правителя Туата-Де-Дананн. В гневе, что он превзошел его в искусстве врачевания, его отец Диан Кехт убил его. На его могиле выросло триста шестьдесят пять стеблей травы, по одному на излечения всех болезней.

Морриган (Morrigan).
Одна из триады богинь войны, и смерти. Способна принимать образ ворона или вороны, прилетая на поле битвы. Морриган в мифах часто стирает окровавленные одежды и снаряжения воина, которому вскоре суждено умереть. Обыкновенно Морриган, можно было видеть после битвы, подбирающую мертвых воинов.
В легендах Морриган защищает Туата-Де-Дананн покровом тумана и дождем, так что корабли не могут пристать к берегам Ирландии.
Морриган была также богиней сексуальной магии, используемой, очевидно, как средство воинской инициации.
Морриган (по некоторым вариантам) – жена Дагда.

Нуаду (Нуад) (Nuada).
Правитель богов Племен Дану, чьё имя переводится как «Собиратель облаков». В битве с фоморами при Маг-Туиред Нуаду потерял руку, получил прозвище Аргетламх (Argat-lamh), то есть «Серебряная Рука» (Сереброрукий). Потому что Диан Кехт, сделал ему искусственную, серебряную руку, действовавшую совсем как настоящая. Нуаду был вынужден на время оставить свой место правителя. Дело в том, что король должен был обладать «правдой» как в духовном, так и в физическом смысле. Поэтому любой физический недостаток наносил ущерб этой «правде», а через нее – и миропорядку, благополучию страны. Даже такой положительный герой, как Нуаду не мог оставаться королем, если он калека. Потом Мидах, сын Диан Кехта, сделал ему новую руку из мяса и крови. И Нуаду, снова смог стать правителем Племен Дану.
От этого бога, по поверьям, происходили все ирландцы – во всяком случае, именно к нему в более поздние времена возводилось многие генеалогий.
Также во многих сказаниях упоминается волшебный меч Нуаду, который стоило вынуть из ножен, как никто не мог от него уклониться.

Огма (Ogma).
Бог Племен Дану (пал во второй битве при Маг-Туиред). Его оружие – дубина. Однако Огма сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушенностью в поэтическом ремесле. Поэтому он также был – божеством мудрости, поэзии, тайных знаний и красноречия (ораторского искусства). В связи, с чем его еще называли Кермэйт (Медоустый).
Будучи покровителем литературы, Огма, естественно, считается и создателем знаменитого кельтского (друидского) алфавита Огам («Огамическое письмо»). Это письмо предназначалось для надписей на вертикальных каменных столбах и стенах. Знаки, обозначающие буквы, представляли собой точки или наклонные зарубки.
Он женился на Этэйн, дочери Диан Кехт, и имел от нее семерых детей.

Оэнгус (Энгус) (Aonghus) («Единственный выбор»).
Его же называли Мак Ок (Юный сын, Сын молодости, Молодой бог), потому что сказала его мать, богиня Боанн: «Молод сын, зачатый на рассвете и родившийся прежде заката!», Мак Ок был зачатый и рожденный в один день. Оэнгус вечно юный образ любви и красоты.
Как у его отца Дагды, у Оэнгуса была арфа, но только не из дуба, а из золота. Существует предание, что его поцелуи стали птичками, незримо порхающими между парнями и девушками Ирландии, передавая слова любви.
В ирландской мифологии он прославился тем, что хитростью завладел Бругом-на-Бойнне. Говорят, что когда боги делили и выбирали сиды, Оэнгуса не было с ними. Поэтому когда он появился, свободных сидов уже не осталось. Тогда он попросился к своему отцу Дагда в его дворец на одни сутки, но поскольку символически этот отрезок времени равен вечности, дворец остался его собственностью навсегда.

Эйрмид
Дочь Диан Кехта, сестра Мидаха. Унаследовала от отца искусство врачевания.
По преданиям она, с могилы брата, бережно сорвала все триста шестьдесят пять стеблей травы, по одному на излечения всех болезней, и разложила их на своем плаще в соответствии с их лекарственными свойствами. Однако отец скомкал плащ и перемешал травинки. Если бы он этого не сделал, люди умели бы излечивать любые болезни и таким образом обрели бы бессмертие.


Вонзи свой клык в чужую плоть
Пронзи стрелой оковы сна
Пройди сквозь ложь, не утонув
Опутай страхом небеса
 
Ай-РансаарДата: Пятница, 13.11.2009, 14:56 | Сообщение # 2
Silverghost
Группа: Мастер
Сообщений: 46
Репутация: 1
Статус: Offline
Продублируй в статьи)Всё таки на сайте делается упор больше на статьи.

Если можешь ходить по тонкому льду - попробуй танцевать на нём.
 
Форум » Кельтская мифология » Ирландская мифология » Ирландский пантеон
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024