Боги мыслились не только создателями людей,
но и двигателями прогресса, творцами культуры.
Миф в форме спора между зерном и овцой выражает
конфликт между земледельцами, ведущими оседлую
жизнь, и кочевниками-скотоводами. Разумеется,
боги Месопотамии на стороне Зерна и отдают ему
две доли из трех, приходящихся на хозяйственную
деятельность. Подобные споры-диалоги характерны
для шумерской мифологии, как это показывают
сюжеты «Мотыга и Плуг», «Лето и Зима», «Серебро и
медь», «Дерево и тростник», «Птица и рыба».
Было время, когда люди голыми по земле бродили и
траву ртами щипали, как овцы, ибо пустовала Гора
Небес и Земли, Анн еще не сотворил Аннунаков.
Тогда не было и зерна, и Утту-ткачихи не было, ибо
не было и овцы. Видя это, обратился Энки к Энлшпо:
— Отче! Дай человечеству силу для поддержания
жизни.
И опустил Энлиль на землю Зерно и Овцу, приказав
отделить их друг от друга. Овце дали луг,
изобилующий травами, и огородили его загоном. Для
Зерна создали поле и поместили на нем плуг, ярмо и
упряжку.
И зажили Зерно и Овца, не мешая друг другу. Зерно
взрастало в своей борозде, наливаясь влагой
небес, наполняя житницы своим потомством. И
жирела Овца на своем лугу. Из шерсти ее
вытягивались нити, которые Утгу ткачиха
превращала в одеяния.
И радовались на Горе Небес и Земли АН и Энлиль
своим творениям.
Зерно же и Овца затеяли ссору:
— Не гордись, сестра, дарами своими, ибо не ты, а
я героям силу даю. Не ты, а я — царских дворцов
нутро. И пастух, что тебя пасет, сыт мной, не тобой.
Что ж ты молчишь, Овца? Признай превосходство мое.
И отвечает Овца Зерну:
— Это меня, Зерно, Энлиль, владыка небес, с горы
своей опустил, нити, что Утту ткет, взяты не от
тебя. Я — пропитанье мужей, бурдюк с прохладной
водой, ноги мужей я берегу от песка и раскаленных
камней, сладкое масло я, меня воскуряют богам, в
моем одеянии царь судит на троне своем, я облачаю
жреца, когда он идет к алтарю. Можешь ли ты, Зерно,
в этом сравниться со мной? Что ж ты молчишь, Зерно?
Где твое хвастовство?
И сказало Зерно Овце:
— Когда поставят на стол пиво, мой дар хмельной,
и вынут из печи хлебец, будет тебе конец. Слышишь,
как точат ножи? В вечных бегах твоя жизнь. Гонят
палкой тебя с поля, где я расту. Ветер, что рвется
с высот, твой разрушает хлев, мне же он нипочем.
— Но я ухожу, — отвечает Овца Зерну. — Тебя ж и
потомство твое вяжут, как взятых в плен, и,
притащив на гумно, ншисами насмерть бьют и
превращают в пыль. Сутью твоей.
Зерно, до краев заполняют квашню и зажигают
печь и ставят тебя в огонь. Не украшаешь ты стол, а
служишь сидящим за ним пищей так же, как я.
Зерно и Овца продолжали свой спор, но боги от
него свой слух отвратили.
— Отче Энлиль! — Энки произнес. — Пусть Овца и
Зерно вместе ходят по миру! Доли три серебра их
упрочат союз. Но две из них Зерну отдаются. Пусть
склонится Овца пред Зерном, да и остальные все
преклонят колени, и пусть тот, кто серебром
владеет, кто имеет быков и овец, в воротах у того,
кто зерно сохраняет, пусть постоит.
Так по вле Энки закончился спор между Овцой и
Зерном.