Создание пятого, современного Солнца - ацтекского Тонатиу
"Когда наступила полночь, все боги
расположились вокруг очага, который назывался теотекскалли. И огонь горел здесь четыре дня…
Затем они заговорили и сказали Текусицтекатлу: "Ну, Текусицтекатль, бросайся в огонь!" Он хотел
было сделать это, но, так как огонь был очень большой и разгорался ещё сильнее, ему стало
жарко, он испугался и не осмелился броситься в огонь, отступил назад… После того как он сделал
четыре попытки, боги обратились к Нанауатцину и сказали ему: "Ну, Нанауатцин, попробуй ты!" И
так как это ему сказали боги, он сделал усилие и, закрыв глаза, рванулся и кинулся в огонь и
затрещал на огне подобно тому, что жарится. Текусицтекатль, увидев, что он бросился в огонь и
горит, тоже рванулся и кинулся в костёр… Когда оба бросились в огонь и сгорели, боги сели
ожидать, с какой стороны выйдет Нанауатцин. После долгого ожидания небо начало краснеть и всюду
забрезжил рассвет. Говорят, что после этого боги встали на колени, ожидая, откуда выйдет
Нанауатцин, превращённый в Солнце; они смотрели во все стороны, поворачиваясь кругом, но никак
не могли додуматься и сказать, с какой стороны оно взойдёт, и так ничего не решили; некоторые
подумали, что оно взойдёт со стороны севера и стали смотреть туда; другие - на юг, они
подозревали, что оно может взойти с любой стороны; потому что заря рассвета была со всех
сторон; другие стали смотреть на восток и сказали, что с этой стороны взойдёт Солнце. Последние
оказались правы; говорят, что те, кто смотрел на восток, были Кетцалькоатль, зовущийся также
Экатль, и другой, по имени Тотек… а когда Солнце взошло, оно казалось очень красным и
раскачивалось из стороны в сторону, и никто не мог на него смотреть, потому что оно ослепляло
глаза, сверкало и щедро испускало свет, разливающийся во все стороны…".
Жизнь после смерти:
"Первое упоминаемое Саагуном жилище богов - Миктлан
(место мёртвых), существовавшее в направлении севера под землёй в девяти различных уровнях.
Это место было известно и под другими названиями, отражающими различные его аспекты. Туда шли
все те, кто умирал естественной смертью, невзирая на личности. Поскольку они должны были
преодолеть длинный ряд испытаний, им в сопровождение давалась собачонка, которая сжигалась
вместе с трупом. Науа считали, что после четырёх лет испытание кончалось и с ним кончалась
скитальческая жизнь умерших… Второе место, куда шли некоторые умершие, это Тлалокан (место Тлалока),
названное Саагуном "земным раем": "… там никогда нет недостатка в початках зелёного маиса, в
тыкве, в томатах, зелёных стручках фасоли и цветах…, там живут боги, которых называют Тлалоки,
они похожи на жрецов тех идолов, у которых длинные волосы…". Саагун и другие хронисты, а также
многочисленные тексты науа подтверждают, что счастливой судьбы попасть в Тлалокан удостаивались
избранники Тлалока, который уводил их из Тлалтикпака. Смерть их ясно указывала на его
вмешательство. Это были утопленники, убитые молнией, больные водянкой, подагрики. Этих
избранников бога дождей не сжигали, а захоранивали… Третье место, "… куда шли души умерших, -
сообщает Саагун, - это небо, где живёт Солнце". Тут же он объясняет, кто удостаивался этой
судьбы, которую религиозная вера науа считала своего рода наградой: "На небо попадали те, кого
убивали в войнах, и пленники, которые погибали среди врагов (как жертвы) …". Судьба женщин,
умиравших при родах с ребёнком во чреве, приравнивалась к судьбе воинов, которые в бою брали в
плен человека. Саагун пишет: "О женщинах…, умиравших при первых родах, и которых называли
мосиуакетцкэ, древние сказали, что они приравниваются к умершим на войне, все они идут в дом
Солнца и находятся в западной части неба...". Поэтому запад, помимо того, что он был "домом
Солнца", для науа являлся также Сиуатлампа (направлением женщин). Это вечерняя область, откуда
навстречу солнцу выходили женщины, умершие при родах, - "божественные женщины" (сиуатетео).
Воины же сопровождали Солнце от его восхода до зенита. В триумфальном шествии двигались они
рядом с ними и пели военные песни. Лишь "… по прошествии четырёх лет… они превращались в
различных птиц с пышным расцвеченным оперением и высасывали нектар цветов как на небе, так и в
этом мире…".
Существовало ещё одно место Чичиуакуауко, не упомянутое в III книге "Всеобщая история событий
Новой Испании" Саагуна, но представленное в других документах, в частности в "Ватиканском
кодексе А 3738". Это название образовано из слов Чичиуа "кормилица", куауитль "дерево" и
частицы "ко", которая указывает на место и придаёт сложному слову значение "дерево - кормилица".
В комментариях отца Риоса, сопровождающих иллюстрации "Кодекса", говорится, что в это место
попадали дети, умершие, не достигнув разумного возраста. Там их и питало это дерево, с ветвей
которого капало молоко… Согласно же одному из текстов "Флорентинского кодекса", следует, что по
древней религиозной традиции Чичиуакуауко находилось в доме Тонакатекутли (Господина нашей плоти
- отца богов)…: "Говорят, что дети, которые умирают, так же как яшма, бирюза и украшения, не
попадают в холодную и ужасную область мёртвых (в Миктлан). они уходят в дом Тонакатекутли; живут
под сенью "дерева нашей плоти", сосут нектар цветов нашей основы: живут рядом с деревом нашей
плоти, рядом с ними они сосут".