Богиня Астарта - богиня любви и богиня-воительница
Астарта,
в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви
и плодородия, богиня-воительница. Астарта играла большую роль в борьбе
богов с Йамму, властелином моря. В некоторых мифах она выступала как
посланница богов к владыке моря, который домогался верховной власти; она
же укоряла Балу за убийство Йамму. В древности Астарта почиталась как
владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с
морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей. Со
временем черты Анат и Астарты слились в образе Атаргатис, богини
плодородия и благополучия, одной из наиболее почитаемых в арамейском
пантеоне. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой
Афродитой и римской Юноной, в ассиро-вавилонской мифологии ей
соответствует Иштар.
Богиня Инанна
Инанна
("владычица небес"), в шумерской мифологии богиня любви, плодородия и
распри. Ее символ — пучок тростника; она часто изображалась с сияющими
солнечными лучами вокруг головы. Подобно Иштар, Инанна спустилась в
подземное царство своей сестры Эрешкигаль. Стражам у ворот Инанна
объяснила, зачем пришла: "Из-за моей сестры Эрешкигаль". Затем она
заявила, что непременно хочет увидеть погребение "небесного быка"
Гугальанна. У каждых из семи ворот подземного мира Инанна лишалась
одного из элементов одеяния (или земных атрибутов, включающих ее
духовный сан, женскую силу и царственную власть), пока не осталась
совсем нагой. В итоге богиня погибает от "взгляда смерти" Эрешкигаль,
которая вешает ее труп "на крюк". Бог Энки пришел на помощь Инанне. Взяв
грязь из-под ногтей, он создал двух бесполых существ, которые могли
облегчить боли Эрешкигаль, страдающей от родовых мук, поскольку с уходом
богини любви и плодородия прекратились роды на земле. В благодарность
бесполые существа просят оживить Инанну. Эрешкигаль соглашается, и
богиня возрождается. Уходя из царства сестры, Инанна предложила найти
себе замену. Вернувшись домой, богиня была поражена тем, что ее муж
Думузи не только не скорбит по поводу ее смерти, а наслаждается жизнью в
полной мере. Обезумев от ярости, Инанна тотчас избрала его своим
заместителем в подземном мире. Думузи пытался скрыться, но демоны,
сопровождавшие Инанну на пути домой, схватили его. Гештинанна, сестра
Думузи, решила разделить судьбу брата, поэтому Инанна даровала Думузи и
Гештинанне вечную жизнь и смерть. Каждые полгода Инанна и Думузи
проводили вместе, а Гештинанна занимала место Думузи. Когда Думузи
воссоединялся с Инанной, на земле молоко текло рекой, хлеба созревали,
фруктовые деревья цвели, однако в бесплодные месяцы Думузи должен был
возвращаться в мрачные владения Эрешкигаль. В древнем Шумере раз в год
проходила торжественная церемония, во время которой правитель каждого
города олицетворял собой Думузи, а главная служительница культа
исполняла роль Инанны. Считалось, что ритуал бракосочетания, в котором
царственная чета принимала участие, обеспечивал стране плодородие и
богатство.
Богиня Иштар
Иштар
("богиня", перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в
аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия,
плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество,
олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница. Иштар
считалась покровительницей проституток. Дочь Эля и жена Баала. Главный
миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь
Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных,
погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в
отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное
по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю
нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь,
животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар
соответствует Астарта, а в шумерской — Инанна. Нисхождение Иштар Текст
сохранился в двух версиях — фрагмент Ашшура (XI в. до н.э.) и из
библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Сюжет поэмы тесно связан с
более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны». Иштар, дочь Сина,
спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В
противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож
просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что
пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но
затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам.
Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах
снимает с нее какое-нибудь украшение (амулеты, имеющие магическую
силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та
приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней.
Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало
размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог
создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых.
Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не
смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и
напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар
обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где
ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее
всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без
возврата становится ее возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).