Адад, Ишкур ("ветер"), в шумеро-аккадской мифологии
бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Бог олицетворял как
гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения и
плодородный дождь; в его же ведении — засоление почв; если бог-ветер
забирал дождь, начинались засуха и голод. Согласно мифам об Ададе, потоп
начался не из-за наводнения, а был результатом дождевой бури, поэтому
понятен один из постоянных эпитетов бога — "господин плотины небес". С
образом бога бури связывался бык как символ плодородия и неукротимости
одновременно. Эмблемой Адада служил двузубец или трезубец молнии. В
семитской мифологии ему соответствует Баал, в хуррито-урартской — Тешуб.
Бог Ану
Ану,
Ан ("небо"), в шумеро-аккадской мифологии бог неба, верховное божество,
правившее на небесах, сын Аншара и Кишар, один из триады
богов-создателей, наряду с Энки, богом пресных и плодотворных вод, и
Энлилем, или Белом, повелителем ветра. Как "отец богов", он судил
божеств, совершивших дурные поступки, призывая их предстать перед его
троном. Он никогда не спускался на землю и не имел дел с людьми, а
пребывал на небесах и занимался судьбами вселенной. Ану, почти не
упоминается как главный персонаж мифа. Он скорее является символом
высшей власти. Наиболее деятельным он проявляет себя в мифе, связанном с
праздником лунного затмения, когда боги — олицетворения светил — хотят
заставить Ану поделиться с ними властью. Тогда верховный бог создал
семерку злобных демонов и наслал их на бога луны, чтобы затмить его
сияние. Богиня Инанна-Иштар, перейдя на сторону Ану, способствует тому,
что луна попала в плен и освободилась лишь благодаря вмешательству бога
Энки-Эйи. Символом Ану была так называемая "рогатая тиара", чьи
изображения сохранились на древних вавилонских пограничных камнях
кудурру.
Бог Ахурамазда
Ахурамазда,
Ормазд ("господь премудрый"), в древнеиранской мифологии верховное
божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов, жрец, творящий мир
усилием или посредством мысли; он требовал себе молитвы, произнесенной
перед священным огнем; жертвоприношением в честь бога Ахурамазды могло
быть лишь возлияние сока хаомы (обожествленного галюциногенного напитка)
с молоком. В учении Заратуштры (Заратустра) Ахурамазде отводится
важнейшая роль посредника между небом и землей, судьи на последнем
страшном суде.
Поклонения Ахуромазде
О
грядущей победе бога и его приверженцев над силами зла и об
ответственности каждого живущего существа перед Ахурамаздой говорят
многие мифы, причем видимым его воплощением называют огонь, небесные
воды именуют его женами и величают Ахурамазду отцом низших божеств Аши,
Митры, Рашну и Страоши. Судя по письменным источникам и рельефам, бога
можно трактовать как царя-миродержца, "всемогущего. Великого,
победоносного", и как олицетворение небесной звездной тверди.
Бог Баал
Баал,
Балу ("хозяин", "владыка"), в западносемитской мифологии одно из самых
употребительных прозвищ разных богов. Наибольшим распространением
пользовался культ Балу — бога бури, грома, молний, дождя, связанного с
дождем плодородия. Балу — сын Илу и Асират, владычицы сущего. Мифы
упоминают и трех дочерей бога: Падарай ("питательница"), Талай
("росная") и Арцай ("земля"). Сестрой и возлюбленной Балу считалась
Анат, богиня охоты и битвы. Владыка земли и плодородия, Балу предстает
как умирающий и воскресающий бог, чей главный враг — бог смерти и
подземного мира Муту. Балу погиб, признав над собой власть Муту. Анат
потребовала у бога смерти возвращения мужа, а получив отказ, уничтожила
Муту, разрубила, размолола и сожгла его тело, а пепел рассеяла по полю.
Балу, однако, воскрес и вернул себе власть. Схватка богов постоянно
возобновлялась; гибель Балу вызывала увядание и засуху, а воскрешение
влекло за собой расцвет природы. Балу боролся и с богом морской стихии
Йамму, который требовал, чтобы Балу стал его рабом. Однако победа
осталась за богом бури, грома и молний. В египетской мифологии Баалу
соответствует Сет, в эпоху эллинизма Баал отождествлялся с греческим
Зевсом.
Бог Зерван
Зерван,
в древнеиранской мифологии верховный бог, воплощение времени и судьбы.
Зерван мыслился как бесконечное время, существующее изначально. Согласно
мифам, Зерван был двуполым божеством; долгие века он совершал
жертвоприношения, вымаливая себе сына Ахурамазду, призванного сотворить
мир. Поскольку Зерван до конца не верил в пользу жертвоприношений, от
этих сомнений вместе с Ахурамаздой у него зародился и Ахриман, верховное
божество зла. Бог времени дал обет даровать власть над миром тому из
них, кто первым появится на свет. Ахурамазда предугадал мысли Зервана и
поделился ими с Ахриманом, а тот, разорвав чрево отца-матери, родился
преждевременно, причем назвал себя именем брата. Увидев это
отвратительное существо и распознав его неудержимое стремление ко злу,
Зерван отверг свое порождение. Однако когда родился прекрасный ликом
Ахурамазда, бог вынужденно на 9000 лет уступил власть над миром
Ахриману. По прошествии этого срока на земле должен был воцариться
Ахурамазда и исправить все содеянное духом зла. Так ход борьбы добра и
зла и все, что происходит в этом мире, владении "князя тьмы", в том
числе и жизнь человека, предопределены Зерваном.
Бог Мардук
Мардук,
в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского
пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины
(Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его
искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей
богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов". Супругой Мардука
считалась Царпаниту, а сыном Набу, бог писцового искусства, писец таблиц
судеб. Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат,
воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в
сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для
борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую
пасть Тиамат он вогнал "злой ветер", и та не смогла закрыть ее. Мардук
тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у
убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему
мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело
Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо. Причем
бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла
просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных
светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили
ему "небесный Вавилон". Символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор
и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными
животными и растениями: "его главные внутренности — львы; его малые
внутренности — собаки; его спинной хре**т — кедр; его пальцы — тростник;
его череп — серебро; излияние его семени — золото".
Вавилонское
сказание о сотворении мира - миф в честь вавилонского бога Мардука.
Владыка Вавилона Мардук по единогласному решению богов стал царем в мире
богов; он владелец таблиц судеб, отбранных у побежденного дракона.
Сотворению мира и "судье богов" Мардуку посвящен ежегодный праздник
Цакмуку. Космогонические представления, лежащие в основе
шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный
мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство
мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие
положение трех миров, впервые изложены у Диодора Сицилийского.
Бог Митра
Митра,
в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы,
защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной
четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу. У него было 10
000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог
благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к
врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и
вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра,
являясь солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью,
повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли
солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы. Древние
верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и
факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в
подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана,
из тела которого появились все растения и животные. Считалось, что
регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие
природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии,
особенно его почитали римские легионеры.
Бог Син
Син,
в аккадской мифологии бог луны, отец солнечного бога Шамаша, планеты
Венера (Инанны или Иштар) и бога огня Нуску. Он был зачат богом воздуха
Энлилем, силой овладевшим богиней земледелия Нинлиль, и родился в
подземном мире. Супруга Сина — Нингаль, "великая госпожа". Обычно бога
изображали в виде старца с синей бородой, которого величали "сияющая
небесная лодка". Каждый вечер, усевшись в чудесную лодку, имеющую форму
полумесяца, бог плыл по небу. В некоторых источниках утверждается, что
месяц —- это орудие бога, а луна — его корона. Син — враг
злоумышленников, так как его свет раскрывал их порочные замыслы. Однажды
злые духи утукку затеяли заговор против Сина. С помощью Шамаша, богини
любви и плодородия Иштар и бога грозы Адада они заслонили его свет.
Однако великий бог Мардук пошел войной на заговорщиков и вернул Сину его
сияние. Сина, чьим символом был серп луны, считали мудрецом и полагали,
что, прибывая и убывая, лунный бог отмерял время. Кроме того, приливы
вод в топях вокруг города Ур, где располагался его храм, обеспечивали
обильную пищу скоту.
Бог Тешуб
Тешуб,
бог грозы, почитаемый во всей Малой Азии. В текстах хеттской мифологии
говорится о том, как грозный Тешуб победил отца богов Кумарби. Кумарби
родил сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть;
сотворенный из диорита и выросший до огромных размеров на спине гиганта
Упеллури, он был так велик, что, пытаясь рассмотреть его, Тешуб поднялся
на вершину высокой горы, а увидев чудовище, пришел в ужас и призвал
богов на помощь. Однако это не принесло ему успеха. Улликумме добрался
до ворот Куммии, родного города Тешуба, и заставил бога отречься от
власти. Тешуб искал совета у мудрого бога Энки; после недолгих
размышлений тот извлек из земли древнюю пилу с помощью которой были
разделены небеса и земля, и разрезал диорит у основания. В результате
Улликумме быстро ослабел, и боги решили снова напасть на него. Конец
текста утерян, но принято считать, что Тешуб все же вернул себе царство и
трон. Супруга Тешуба, Хе**т, занимала равное положение со своим мужем, а
иногда и превосходила его. Атрибуты Тешуба — топор и молния. Иногда его
изображали с бородой, вооруженным дубинкой, попирающим священную гору.
Боги Уту и Шамаш
Уту
("день", "сияющий", "светлый"), в шумерской мифологии солнечный бог,
сын бога луны Нанны, брат Инанны (Иштар). В ежедневном странствии по
небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося
мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор, причем
выход ему открывали два бога-стража. Уту почитали и как судью, хранителя
справедливости и истины. Чаще всего бога изображали с лучами за спиной и
серповидным зубчатым ножом в руке. Шамаш, в аккадской мифологии
всевидящий бог солнца и правосудия. Его сияние освещало все злодеяния,
что позволяло ему предвидеть будущее. Утром страж, человек-скорпион,
открывал ворота огромной горы Машу, и Шамаш поднимался до высшей точки
неба; вечером он направлял свою колесницу к другой высокой горе и
скрывался в ее воротах. Ночью бог проходил сквозь земные глубины к
первым воротам. Супруга Шамаша, Айя, родила справедливость, Китту, а
также закон и праведность, Мишару. В шумерской мифологии ему
соответствует Уту.
Богиня Шамаш
Бог Элохим
Элохим,
Илу, Эл, ("сильный", "могучий", "бог"), в древнесемитской мифологии
верховное божество, демиург и первопредок. Илу — отец богов и людей,
творец мироздания, ниспосылающий человеку потомство. Жил он "у источника
Реки, у истока обоих Океанов", то есть в центре вселенной. Илу также
являлся олицетворением плодоносящего начала, богом плодородия, которого
именовали "быком". Его супругой и дочерью считалась мать богов Асират.
Древние представляли себе Илу добрым, мудрым и милосердным старцем,
длиннобородым, в длинных одеждах и высокой рогатой тиаре, восседающим на
троне и принимающим жертвоприношения, а также в образе быка. В
эллинистический период Илу отождествлялся с греческими Зевсом и
Кроносам, реже — с Ураном.
Бог Энки
Энки,
Эйя, Эа ("владыка земли"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных
божеств; он хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, всех
земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил ме. Древние
почитали его как создателя зерна и скота, устроителя мирового порядка.
Один из мифов рассказывает, как Энки оплодотворил землю и "определил
судьбу" городов и стран. Он создал плуг, мотыгу, форму для кирпича;
создав растения и животных, Энки отдал их во власть "царя гор" Самукана,
а пастуха Думузи сделал хозяином в стойлах и овчарнях. Богу также
приписывается изобретение садоводства, огородничества, льноводства и
сбора целебных трав.
Энлиль поднимает бурю
Энлиль
("владыка-ветер"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных
божеств, сын бога неба Ану. Супругой его считалась Нинлиль, которой он
овладел силой, за что был изгнан в подземный мир. Согласно мифам,
которые сравнивали Энлиля с ревущим ветром и диким быком, он отличался
особой злобностью по отношению к людям: насылал на них мор, засуху,
засоление почв и, в довершение всего, — всемирный потоп, при котором
спасся лишь Ут-Напишти, построивший ковчег по совету богов. Энлиль,
которого часто раздражали шум и суета людской жизни, в гневе насылал на
землю бури, штормы, страшные бедствия вплоть до потопа.