Если верить рассказам стариков, то все это случилось еще
до того, как появились знаменитые стелы с надписями в Вашактуне,
Киригуа, Паленке и Тикале.
Медленно продвигаясь на юг, племена искали
плодородные земли с теплым климатом. Позади остались заливавшиеся во
время приливов берега Шикаланко и душная сельва низовий великой реки
Усумасинты.
Но вот, наконец, взорам усталых людей
открылись новые земли. Они были чудо как прекрасны. В лесах было полно
дичи, а в водоемах - рыбы. Все вокруг сулило счастливую жизнь. Так
хотелось здесь остановиться и начать радоваться жизни.
Но не тут-то было: суровые боги наказали жрецам двигаться дальше на юг.
И вот в рассеивающейся дали горизонта показались синие горы. Это были вулканы! Вулканы, завещанные индейцам богами!
Но охватившее всех веселье вскоре сменилось унынием: наступил голод, многие стали изнемогать от усталости и болезней.
Пришлось обратиться за советом к богам
Хуракану, Кукульха, Манагуаку, Хун-Ахпу, Тепеу, Гугкумацу, Кохо-лому,
Ишпиакоку и Ишмукане. Но боги так и не явились, не указали, куда нужно
двигаться, и потому вынуждены были люди продолжить свой тяжкий путь.
Но в местечке Пашиль Великая бабушка и
Великий дедушка - Ишмукане и Ишпиакок уже расчищали земли под пашню.
Уже сложили они в мешочек заветные семь частичек, из которых через
восемь дней должно было родиться новое растение. Этими семью частицами
были: кусочек золота - в нем цвет и богатство; капля молока оленихи Кех
- чтобы вышла сердцевина будущего зерна; коготь ястреба Шик - чтобы
предать способность к перемещению; капля крови пумы Кох - чтобы придать
стойкость; позвонок енота - чтобы сделать растение выносливым,
поскольку енот живет в любом климате; кончик пера с убора индейца -
чтобы вложить жизненную силу; наконец, кусочек зеленого нефрита - чтобы
придать этому зерну дыхание вечности.
Все это завернули великие прародители в
змеиную шкуру, чтобы передать зерну свойство заново рождаться каждый
год. Встали на колени и опустили все это в заранее вырытую ямку.
...И вот наступил тот миг, когда мокрая
земля расступилась, давая дорогу маленькому листочку в форме копья. Из
далекого облака на маленький росток упала капля воды. Так родился маис!
Его зелененькая стрелочка стремительно
тянулась вверх, в нужный момент ее острый кончик раскрылся. И вот уже
на стебле раскачиваются два тяжелых початка - почти как довольная мать
с двойней на руках.
Желая донести до всех великую весть, мудрый
Ишпиакок направил гонцами четырех зверей: лесного кота Йак, койота
Утиху, попугаиху Кель и коршуна Хох. Всем идущим им навстречу племенам
следовало дать зерна маиса, которые впредь станут их основной пищей. Из
этих же зерен будут сделаны ноги, руки и головы новых людей.
Тем временем Великая бабушка Ишмукане
перемолола весь маис и по волшебному рецепту приготовила смесь. Потом
Великий дедушка взял массу в свои руки и стал лепить из нее тела
четырех полубогов - Балам Акаба, Балам Киче, Маху Кутаха и Ики Балама,
которые и стали основателями племени киче.
Закончив свой труд, Великий дедушка усадил
вылепленных людей рядком в тени краснолиственного дерева и, вдыхая
жизненную силу дня, направил им в лица божественное дыхание - тем
оживил их.
Таким образом, гласит легенда, в одно незапамятное утро было создано прекрасное растение кукуруза.
Использованы материалы книг "Мифы Центральной и Южной Америки", Я. Нерсесов, М., Астрель Аст, 2004. и
"Легенды, мифы и сказки индейцев майя", ред. и сост. Г.Г. Ершова, М., Изд-во РГГУ, 2002.