В мифе об Этане соединены две темы: бездетный
отец, молящий бога о мужском потомстве, и борьба
орла со змеями. Обе эти темы достаточно широко
распространены в мифах народов Древнего Востока.
Мы встретимся с ними в угаритской,
хетто-хурритской, ветхозаветной и индийской
мифологиях.
Мотив летящего человека присутствует в
месопотамской глиптике III тыс. до н.э. Он же
характерен для эгейского искусства II тыс. до н.э.
и греческого мифа о Дедале и Икаре.
Конец текста мифа об Этане не сохранился. Он
восстанавливается на основании сообщения о
Балихе, сыне Этаны.
В славном городе Кише, что на Евфрате, правил
справедливый и мудрый Этана1, прозванный
черноголовыми пастырем города. Имел он все, о чем
только может пожелать смертный, кроме сыновей. И
это не давало Этане покоя. Не раз ему являлся во
сне светоч мира Шамаш, но, как только он пытался к
нему обратиться с мольбой о сыне, тотчас
просыпался.
И решил Этана принести Шамашу великую жертву. В
честь его он заколол шестьдесят откормленных
быков. И возрадовалось сердце Шамаша. В ночь
после жертвоприношения Шамаш явился Этане и
открыл ему великую тайну: «Далеко на небе имеется
трава рождения, кто к ней прикоснется, тот не
уйдет в мир без возврата бездетным».
— Но боги не дали мне крыльев, — сказал Этана. —
Как мне подняться на небо, чтобы добыть траву
рождения?
— Спустись в глубокое ущелье, — отвечал Шамаш.
— Отыщи там орла-калеку. Он тебе поможет.
Проснувшись, Этана отправился в горы, где
гнездятся орлы, и отыскал там мрачное ущелье,
куда едва достигал взгляд Шамаша. На самом дне
ущелья по стонам он нашел орла, ощипанного, со
сломанными крыльями и с вырванными когтями.
— О, несчастный! — воскликнул Этана. — Кто с
тобою так жестоко обошелся?
— Я сам виновник своих несчастий! — ответил
орел с тяжким вздохом. — Много лет я занимал
гнездо на высоком дереве, в корнях которого
обитала змея. Мы жили как добрые соседи,
предупреждая друг друга об опасностях. Если мне
удавалось догнать и убить онагра, часть добычи
получала нижняя соседка. Так мы блюли клятву
верности, произнесенную перед ликом Шамаша. Но
однажды у змеи появились детеныши, мое
неразумное сердце задумало злое. Дождавшись,
когда змея отправится на добычу, я распростер
крылья, чтобы слететь вниз. Один из моих орлят,
умная пташка, догадавшись о моем намерении,
пропищал:
— Не делай этого, отец! Шамашу видно все.
Но я не послушал малютку и, упав вниз, растерзал
и съел змеиных детенышей.
Вскоре приползла мать-змея и, увидев, что
змеенышей нет, взмолилась справедливому Шамашу,
чтобы он наказал убийцу беззащитных. И повелел
Шамаш змее, чтобы она отыскала тушу буйвола и
проникла в нее.
Вскоре почувствовал я милый мне запах гниющего
мяса и обратился к детям своим:
— Давайте слетаем, отведаем буйвола.
— Не надо, отец, — закричал мой орленок, умная
пташка. — Может, в туше гниющей змея притаилась?
Не послушался я малютки, полетел и сел на тушу,
клюнул, кругом огляделся, снова клюнул, а как
очистил все мясо снаружи, в чрево забрался. Тут
меня змея и схватила, обломала мои крылья, всего
общипала, истерзала и бросила в яму, чтобы кончил
я жалкой, голодной смертью.
Сжалился Этана над орлом, напоил его свежей
водой, перевязал раны, и быстро они затянулись.
Орел взмыл в небо, пробуя крылья, и опустился
рядом с Этаной. И тогда сказал Этана орлу:
— Крылья твои сильны. Отнеси меня на небо, к
престолу великого Ану.
— Садись! — ответил орел. — Поудобней устройся.
Прижмись грудью к моей спине. Ухватись за крылья
руками.
Только успел Этана за орла схватиться, как тот
взмыл в небо. Когда они высоко поднялись, орел
спросил:
— Взгляни на землю, что ты там видишь? Взглянул
Этана вниз и ответил орлу:
— Вся земля стала похожа на холм, а море не шире
Евфрата.
Поднялись они еще выше, и земля стала малой
рощицей. Орел поднимался все выше и выше, пока
земля стала не шире арыка, который копает
садовник.
— Вот теперь мы добрались до верхнего неба, где
боги одни обитают, — сказал орел, и тотчас же
Этана увидел небесные врата, а за ними дворец
великого Ану.
Спустившись у самого трона, Этана обратился к
творцу с такими словами:
— О, великий владыка, ты дал мне все, о чем может
мечтать смертный. Но нет у меня потомства. Умру я,
и забудется мое имя, словно бы и не жил я. Одна у
меня к тебе просьба. Дай мне хоть раз
прикоснуться к траве рожденья.
— Прикоснись, Этана, — сказал Ану. — Ибо Шамаш
хвалит твое благочестье.
Тут на глазах Этаны на голом месте выросла
сочная трава, и он к ней прикоснулся. После этого
он поблагодарил Ану, сел на орла и дал ему знак
опуститься.
Уже на пороге дома услышал Этана детский плач и
по-иял, что стал отцом. Взял он младенца на колени
и назвал его Балихом.
Прожил Этана на земле шестьсот лет, а когда
пришло его время уходить к предкам, трон Киша
занял его сын Балих. От него слава об Этане и его
смелом полете обошла всех черноголовых.
1 Согласно «Царскому списку» XXI в. до н. э.,
перечисляющему правителей, обладающий
«царственностью» Этана — двенадцатый из царей
Киша, правивших после потопа.
Источник: http://sacrament.akinshin.org/mesop/orel.shtml |