На лесной дорожке повстречал ягуар черепаху. Только он собрался сожрать
ее, как она взмолилась не делать этого сразу, а сначала ударить ее
палкой по спине: тогда ее мясо будет намного вкуснее. Пока ягуар искал
подходящую палку, черепаха успела прыгнуть в воду и нырнуть на дно.
Следующим на пути ягуара оказался
заяц-агути. Он что-то с большим аппетитом жевал. Оказалось, что это
кусочек сыра. Ягуар настолько заинтересовался, что отведал и захотел
еще. Агути предложил ему самому добыть кусок побольше. Для этого он
обвязал ягуара лианой и столкнул в реку, на дне которой, по словам
агути, якобы было много-премного сыра.
Не умевший плавать ягуар чуть не утонул. С
большим трудом выбрался он берег. А агути уже и след простыл.
Разъяренный хищник поклялся убить негодяя.
Когда он снова повстречал агути, тот
преспокойно питался плодом тапаро. Агути взмолился о пощаде и предложил
полакомиться вкусным плодом. По его словам, эти плоды добывались очень
просто: надо было всего-навсего камнем очень сильно ударить себя между
задними ногами. Доверчивый ягуар взял камень побольше и изо всех сил
двинул себя между задними ногами. После этого он очень долго не мог
прийти в себя. Несколько дней он находился между жизнью и смертью.
Когда он поправился, то снова пошел искать
своего наглого обидчика. Встретив его в горах, он уже собирался сожрать
агути на месте, но тот опять сумел задурить ягуару голову, пообещав ему
большую корову. Поскольку в корове мяса явно было намного больше, чем в
маленьком агути, то хищник согласился.
Когда они пришли, то агути скинул со скалы
на ягуара, который стоял внизу, огромный камень. Он сбил хищника с ног
и нанес ему такие увечья, что бедолага четыре месяца не мог ходить и
только лежал и стонал под кустом.
А коварный агути тем временем продолжал проказничать.
На этот раз он пообещал встретившемуся ему человеку принести из его дома топор.
Когда он пришел в селение, то увидел жену и
дочь человека, который нуждался в топоре. Они оказались настолько
соблазнительными, что он сказал женщинам без обиняков: - Ваш муж
прислал меня переспать с вами. Не спрашивая согласия оторопевших от
такой наглости женщин, агути проделал это сначала с матерью, потом с
дочерью, потом поменял очередность и ушел не попрощавшись. Не
дождавшись обещанного агути топора, человек вернулся домой и узнал, что
агути проделал с его домочадцами. Разгневанный человек решил убить
мерзавца.
Долго-долго он его искал, прежде чем нашел.
Но и здесь агути сумел перехитрить преследователя. Он так ловко все
подстроил, такие хитроумные трюки пустил в ход, что человек невзначай
убил самого себя.
А коварный агути преспокойненько пошел себе
дальше. В деревне муравьев его чуть не съели. Но и здесь он ухитрился
всех обмануть и выйти живым из очередной передряги.
Потом он переправился на спине каймана на другой берег полноводной реки: самому ему было ее не переплыть.
Но когда он прыгал с каймана на землю, то
ударил того по голове топором. С тех самых пор на макушке у каймана
глубокая вмятина - отметина от топора коварного агути.
Агути отправился в деревню. На дороге стояла
западня, под которой ему нужно было пройти. Когда агути пробегал под
нею, сорвался большой топор и отрубил у агути кусочек хвоста. Вот
поэтому-то у агути и по сей день такой короткий хвостик.
Как аллигатор потерял язык
Давным-давно встретил человек аллигатора. Пресмыкающееся хотело
было уже съесть человека, но не тут-то было. Человек оказался
проворнее. И пока аллигатор угрожающе щелкал хвостом и широко открывал
пасть, демонстрируя страшные зубы, человек взял и бросил ему в рот
огромный камень.
Аллигатор стал совсем беспомощным, и охотник отрезал у него язык. С тех пор у аллигаторов нет языка.
Откуда взялся кактус-пейоте
Собрался как-то юный и прекрасный принц Хикули на охоту. Но в
лесу его подстерегала не просто неудача, а беда. Ужасные чудовища
заманили юношу в чащу, скрутили ему руки и ноги и засадили в тесную
клетку.
Уже свирепый ягуар, а на самом деле злой
колдун, собирался подвергнуть его страшному искушению. Но все лесные
птицы бросились спасать Хикули. Своим свистом и пением они созвали
нужных зверей: одни из них перегрызли путы на руках и ногах принца, а
другие сломали прутья его клетки. Так Хикули оказался на свободе и
бросился бежать. Но и чудовища кинулись за ним вдогонку. Тогда боги
сделали нашего беглеца быстроногим оленем. Чудища тут же превратились в
стаю лютых гончих псов.
Догнали они, в конце концов, оленя и уже
собирались разорвать его на части, как он вдруг стал крошечным
кактусом, прячущимся в земле.
Так боги посмеялись над чудовищами, а принц,
который всегда был добр к людям, никогда уже не стал человеком. Он
навсегда остался кактусом-пейоте, который так нужен людям.
Легенда о сотворении мира
Очень давно жили два брата - главные боги Сукуйюм и Нохотсакьюм.
Более могущественным из них был старший - Сукуйюм. Он-то и решил, что
младшему нужно иметь свое жилище.
Пришлось младшему, Нохотсакьюму, строить
себе отдельный дом. Он сделал его в форме шара. Это и есть наша Земля.
Внутри этого шара стал жить и Сукуйюм, который распоряжается
землетрясениями и вулканами. Сюда после смерти попадают все злые люди,
убийцы, воры, лгуны. Несладко им там приходится: Сукуйюм наказывает их
за все то зло, что они когда-либо кому-либо причинили, раскаленным
металлом.
На поверхности шара живут люди. Этот мир
создал Нохотсакьюм. Сначала появилась Земля, потом вода, затем Солнце,
Луна и звезды. Растения возникали в таком порядке: кукуруза, бананы,
чеснок, бобы, сахарный тростник и многие другие. Последними оказались
фрукты.
Только после того, как на Земле все было
готово для обитания людей, Нохотсакьюм создал человека. Здесь тоже была
своя очередность: люди-обезьяны, люди-кабаны, люди-ягуары, люди-фазаны
и многие-многие другие. Бог лепил их из глины, которую потом обжигал на
костре. От огня глина твердела, и люди оживали. Затем бог решал, где и
какому народу проживать.
Примерно также были созданы и животные (от ягуара до оленя), птицы (от фазана до индюка) и прочая живность.
Нохотсакьюм и его жена Найнохотсакьюм, а
также добрые люди, которые умерли своей смертью, и разные святые живут
на небе. Там у них есть земля, дороги, деревья -все как у нас, только
нет животных и домашней птицы. Когда наступит конец света и всех съест
огромный ягуар, люди тоже попадут на небо и будут жить как Нохотсакьюм,
а он там работает на своем поле, засеянном кукурузой, курит сигары, ест
тортильи и бобы.
Легенда о потопе
Когда-то очень давно юноша Уичоль каждый день рубил деревья,
пытаясь расчистить поле для посевов. Но весь его нелегкий труд каждый
раз пропадал зря. На следующее утро на расчищенном вчера месте снова
вырастали большие деревья. В конце концов, Уичоль решил вырубить все
деревья и посмотреть, что будет дальше.
А дальше вот что произошло: на голой поляне
возникла старуха с посохом. Это была сама богиня Земли, великая
прародительница Накаве. Это она заставляла срубленные деревья снова и
снова вырастать. Она сказала юноше, что весь его труд напрасен, потому
что не пройдет и пяти дней, как будет потоп. Ему нужно спасаться.
Сделать это он сможет только при помощи деревянного ящика, в котором
ему следует спрятаться с пятью зернами кукурузы, пятью бобами, тлеющим
угольком, пятью сучьями для поддержания огня и черной собакой. Сверху
следует накрыться плотной крышкой.
Сказано - сделано. И вот уже Уичоль в ящике
со всем необходимым, а Накаве закрывает его крышкой. Она же замазывает
смолой каждую щелочку, чтобы вода не попала внутрь.
Только-только они успели все это сделать,
как пошел дождь. Начался потоп. Накаве села сверху на ящик, на плече у
нее оказался попугай макао, и поплыла. Поначалу целый год она плыла
верхом на ящике на юг, затем свернула на север, потом - на запад и
только на четвертый год - на восток. Тем временем вся земля оказалась
затоплена водой. Только через пару лет вода стала спадать, а ящик
остановился на горе.
Но богиня Накаве исчезла, а Уичоль стал жить
в пещере. Он расчистил себе поле под посевы и был очень рад, что к
приходу домой его всегда ждал обед.
Наконец ему захотелось узнать, кто же это
так о нем заботится. Спрятавшись, он сумел подглядеть, что это черная
собака, скинув шкуру, превращается в женщину и хозяйничает по дому.
Только-только она приготовила похлебку, как Уичоль схватил ее шкуру и
бросил в костер. Заскулила она жалобно-жалобно, по-собачьи...
Уичоль облил женщину похлебкой, которую она
приготовила из воды и растертого зерна. Ей стало легче, она успокоилась
и с того времени так и осталась женщиной. У женщины и Уичоля выросла
большая семья. Их сыновья и дочери переженились. Так постепенно мир
населили люди, и жили они в пещерах.
Использованы материалы книг "Мифы Центральной и Южной Америки", Я. Нерсесов, М., Астрель Аст, 2004. и
"Легенды, мифы и сказки индейцев майя", ред. и сост. Г.Г. Ершова, М., Изд-во РГГУ, 2002.