1
...Так как в начале мира для мужчины и женщины, которых создал бог
Пачакамак, не было пищи, мужчина умер, и женщина осталась одна. Однажды
она, чтобы прокормить себя, вышла собирать корни трав среди колючек,
подняла глаза к Солнцу и, горько стеная, сказала ему: «Возлюбленный
создатель всего сущего, зачем ты дал мне жизнь, если намерен дать мне
погибнуть от голода? Я единственная, кто остался в живых в этом мире,
без детей, бедная, опечаленная и одинокая... Пусть небо убьет меня
своим лучом, или земля поглотит меня, прервав столь тягостное
существование, или смилуйся надо мной, ибо я верю в твое
всемогущество...»
Бог Солнце исполнился сострадания, спустился, ласково приветствовал
ее и спросил о причине ее слез, притворяясь, что не знает еще о ней; и
она сказала ему свое страстное желание... Слыша ее жалобы, соболезнуя
ее плачу, он нежно говорил с ней... Он велел ей собирать коренья и, пока
она была занята этим, послал в нее свои лучи и зачал сына, которого
она, к своей огромной радости, родила через четыре дня.
Однако бог Пачакамак, возмущенный тем, что женщина пришла с
поклонением к Солнцу (его отцу), а не к нему, и родила от Солнца сына,
схватил только что родившегося полубога и, не обращая внимания на
сопротивление и крики матери, которая взывала о помощи к Солнцу, убил
его, разорвав своего брата на мелкие части... Мать требовала возмездия,
просила Солнце о мести, но Пачакамак, чтобы никто больше не сетовал на
непредусмотрительность его отца, который не создал источники пропитания,
посеял зубы умершего, и из них вырос маис - зерно, по своему виду
напоминающее зубы; посеял ребра и кости, и выросла юка - коренья,
длиной и цветом напоминающие кости; а также другие плоды этой страны,
являющиеся кореньями. Из мяса вышли пепино (дынная груша), пакаэ (гуава)
и прочие местные плоды и деревья, и с тех пор здесь не знали голода,
не плакали от нужды, все это благодаря богу Пачакамаку...
Мать не радовало это изобилие, ибо в каждом плоде видела она
напоминание о сыне... Любовь и жажда мести заставляли ее взывать к
Солнцу и просить или наказания убийцы, или возмещения за несчастья,
которые она претерпела. Бог Солнце, который не был властен над
Пачакамаком, но сочувствовал женщине и жалел ее, спустился и спросил,
где находится пуповина ее мертвого сына. Она показала ему, и Солнце
создал из нее нового сына. Он вручил его матери, сказав, что ему имя -
Вичама (Вильяма). Этот Ребенок вырос и превратился в прекрасного и
энергичного юношу, который в подражание своему отцу - Солнцу захотел
путешествовать по миру...
Как только он отправился в путь, бог Пачакамак убил его мать, которая
уже состарилась, разделил ее тело на мелкие куски и дал на съедение
индейским воронам, называемым гальинасо (урубу), и перуанским
стервятникам, называемым кондорами, а волосы и кости спрятал на берегу
моря. Он создал мужчин и женщин, которые владели бы миром, и назначил
кураков и касиков ими управлять.
Полубог Вичама вернулся к себе на родину, которая зовется Вегета, в
долину, изобильную деревьями, и прекрасную страну цветов, примерно в
одной лиге от Гуауры. Захотев увидеть свою мать, он не нашел ее. От
одного кураки он узнал о жестоком наказании. Его глаза загорелись
страшным огнем, и он созвал тех, кто жил в этих долинах. Он спросил, где
кости его матери, узнал, где они находятся, сложил их и оживил свою
мать. Он стал мстить и намеревался уничтожить бога Пачакамака, но тот,
чтобы не убивать брата, разгневавшись на людей, ушел в море, в то
место, где сейчас находится его храм, и теперь селение и долина, о
которой мы говорили, называются Пачакамак.
Вичама, видя, что Пачакамак бежал, обратил свой гнев против людей
Вегеты, которые хоть и не убивали, но разрешили убить и радовались этой
смерти. Не слушая просьбы о прощении и не смягчаясь перед мольбами, он
попросил своего отца Солнце превратить их в камни, что тот и сделал.
Как только Солнце и Вичама наказали людей, они раскаялись в своей
жестокости... Изменить сделанное было уже невозможно, но чтобы сгладить
нанесенную людям обиду, они решили предоставить божеские почести куракам
и касикам, благородным и мужественным, и, перенеся их на берег моря,
поставили некоторых, чтобы им поклонялись как уакам (божествам), а
других поместили в море, и они стали скалами, утесами и рифами, которых
называют божествами. Каждый год им предлагают в жертву серебро, чичу и
семена эспинко, которыми бы эти люди, превращенные в камни,
удовлетворились. На первое место среди них ставят кураку Анат, скалу или
утес, окруженный морем, в лиге от берега, так как он был тогда главным
среди людей (и поэтому он сейчас пользуется наибольшим почитанием среди
этих индейцев).
Вичама, видя, что мир остался без людей и некому поклоняться уакам и
Солнцу, попросил своего отца, чтобы тот создал новых людей, и тот
послал три яйца: одно - золотое, другое _ серебряное и
третье - медное. Из золотого яйца вышли кураки, касики, знатные люди
меньшего ранга, начальники; из серебряного произошли их жены, а из
медного - простолюдины, которых сейчас зовут митайос, их жены и члены
семей.
Такова легенда, в которую, как мы в свою веру, верили индейцы, а
многие и сейчас верят в эту выдумку, и вот причина поклонения богу
Пачакамаку и этим уакам.
2
...Рассказывают, что в начале мира с севера пришел человек по имени
Кон, у которого не было костей. Он шел легко и быстро, сокращая себе
дорогу: по одному его слову опускались горы и поднимались долины, ибо,
как он сам говорил, был он сыном Солнца. Он наполнил Землю созданными
им мужчинами и женщинами и дал им много плодов, хлеба и все прочее,
необходимое для жизни. Но некоторые люди прогневили его, и он превратил
хорошие земли, которые дал им, в бесплодные и сухие пески, как сейчас
на побережье, и лишил их дождя, который никогда с тех пор не шел там. Он
дал им, сжалившись, лишь реки, чтобы они могли прокормить себя, трудясь
и орошая землю. Затем пришел Пачакамак, что значит «создатель», также
сын Солнца и Луны, и прогнал Кона, и превратил его людей в обезьян.
<...> После этого он создал мужчин и женщин заново, такими, какие
они сейчас, и снабдил их тем, что у них есть сейчас. В благодарность за
такие милости они признали его богом и почитали в городе Пачакамаке... Присущий
древнеиндейской мифологии Южной Америки сюжет о хозяине, правящем
древним народом и терпящем поражение от более молодого персонажа -
покровителя и создателя нынешних людей, уничтожающего первых обитателей
Земли, в двух приведенных мифах раскрывается достаточно наглядно. Есть и
другие сходные мифы, которые, по предложению российского американиста
д.и.н. Ю. Е. Березкина, с 80-х гг. XX в. принято именовать мифами о
героях-мстителях (раньше их называли близнечными). 1
В давние времена на Земле жили злые уаче-мины. Верховный бог Атагухо
послал к ним Уа-мансири, которого уачемины заставили работать на себя.
Сестра уачеминов, Каутагуан, зачала от Уамансири близнецов, и за это те
сожгли его. Каутагуан родила два яйца, которые выбросили в мусор.
Родившихся из яиц мальчиков воспитала одна женщина. Один из мальчиков -
Пикерао, дальше не упоминается; второй - Апокатекиль, когда вырос,
воскресил мать и получил от нее пращу убитого отца. С помощью этой
пращи он уничтожил уачеминов, а оставшихся сбросил с Земли. Затем он
поднялся к Атагухо. Апокатекиль попросил Атагухо снова заселить Землю, и
тот указал ему, где надо вырыть в земле отверстие, из которого вышли
новые люди...
2
«...У Пачакамака и Пачамамы родились близнецы Вилька, мальчик и
девочка. Пачакамак утонул в море. Пача-мама пошла через горы с детьми и
попала в пещеру Ва-Кона. Отослав детей принести воды в дырявом сосуде,
Ва-Кон попытался овладеть Пачамамой, но, не добившись желаемого, съел
ее. Птица рассказала близнецам о том, что случилось с их матерью и
посоветовала им бежать, привязав спящего Ва-Кона за волосы.
Проснувшись, Ва-Кон пустился в погоню, спрашивая различных животных,
не видели ли они детей. Мать скунсов приютила близнецов и вскармливала
их собственной кровью. Она подстроила ловушку Ва-Кону, и тот упал со
скалы. Когда он падал, случилось землетрясение.
Близнецам надоело питаться кровью, и они попросили разрешения пойти в
поле копать картофель. Играя, девочка подкинула в небо шляпу. Тогда
оттуда спустился канат, и дети поднялись по нему к своему отцу
Пачакамаку.
Мальчик стал Солнцем, а девочка - Луной; путь этих светил по небу -
это продолжение их земных странствий. Пачамама воплотилась в горный
массив, и Пачакамак дал ей власть над плодородием...»
3
«...У дороги жила Мама-Галья с дочерью и двумя внуками. Она кормила
прохожих человеческим мясом. Однажды, чтобы раздобыть мясо, она,
отослав внуков принести воды в корзине, тем временем убила дочь. Куски
тела матери закричали детям из котла об опасности. Дети попросили бабку
научить их носить в корзине воду, а сами, схватив части тела матери,
бросились бежать.
Архангел Михаил спустил с неба цепь, и дети взобрались по ней.
Мама-Галья полезла за ними, но птица перерезала цепь клювом. На земле
падающую старуху ждал лис, чтобы подхватить ее, но она еще в воздухе
превратилась в озеро. Скала посреди этого озера и зовется теперь
Мама-Галья...»
4
«...В одной деревне брат и сестра лишились отца, а затем умерла и их
мать. Дети увидели птицу с цветком картофеля в клюве и пошли за ней.
Старуха Ачикее (на местном диалекте; в других районах - Ачикай - Я. Н.)
решила сама завладеть картофелем и заманила детей в свой дом. Она
хотела убить мальчика, но девочка схватила брата и они бросились
бежать. Ачикее пустилась в погоню, а по дороге спрашивала различных
животных, не видели ли они близнецов. Св. Иероним (по другой версии бог
Маньюко - Я. Н.) спустил с неба веревку, по которой дети полезли
вверх. Когда на небо полезла Ачикее, Иероним послал крысу перегрызть
веревку. Упав, старуха превратилась в Анды. Из-за этого теперь
происходят засухи и катастрофические ливни. В том месте, где дети
поднялись на небо, всегда обильны урожаи картофеля...»
5
«...Бог Аданева [Адам+Ева] создал древних людей, которые разводили
оленей, держали пум вместо кошек, ели камни, а не картофель, не знали ни
сахара, ни соли. В качестве бога они почитали Аданеву, а может быть,
дьявола (Супая). Как-то милосердная Дева сеяла маис, и Аданева овладел
ею. Они стали вместе бродить по горам и долинам. После рождения сына
Маньюко Аданева покинул жену.
Когда Маньюко вырос, он уничтожил огнем людей, созданных Аданевой.
Некоторые спаслись в пещерах, но Маньюко вынул из собственного тела две
кости и уничтожил ими оставшихся. Вместо них Маньюко создал современных
людей...»
Источник: http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/south_america_indians_myths002.html |