Много-много лет спустя после того, как появились в Субинале
четверо владык - Балам Киче, Балам Акаб, Маху-кутах и Ики Балам,
случилась там страшная засуха. Все пересохло. Поля сгорели. Изнывающие
от жажды дикие звери вышли из лесов и спустились в селения.
Люди поначалу добывали влагу из растений, но
потом она закончилась. Тогда жрецы решили обратиться за помощью к богам
и отправили гонцов с подношениями в горы, где берут свое начало многие
реки.
Именно там повалили росшие вокруг деревья и
устроили огромный костер. От такого мощного жара вода в источниках
закипела и начала подниматься вверх, принимая форму огромных тыкв. Эти
водяные тыквы должны были достигнуть Субиналя уже через три солнца.
Но люди Субиналя продолжали страдать от
нестерпимой жажды. А вода проплывала по небу мимо, даже не
останавливаясь. Тогда Верховный жрец поднялся на вершину пирамиды и
объявил, что для того, чтобы вода пролилась на землю, необходимо
пробить небесные тыквы стрелой из лука Балам Акаба!
Этот лук, никто не помнит с какого времени,
висел на стене древнего храма. Жрец призвал пятерых самых сильных
воинов и приказал каждому из них выстрелить одной из пяти хранившихся
вместе с луком стрел. Однако ни один не сумел даже натянуть тетиву.
Всех постигло горькое разочарование.
Прекрасная девушка Ник, покинув площадь со всеми, увидела на циновке
перед входом в свой дом незнакомого юношу. Она призвала свой народ
доверить ему выстрелить из лука Балам Акаба.
Ловко, без малейших усилий, незнакомый юноша
натянул тетиву лука и пустил в небо стрелу. Но она не попала в облака.
Тогда она прицелился во второй раз и выстрелил снова. Но облака
продолжали плыть мимо.
Юноша рассвирепел, схватил лук за один из его концов и метнул изо всех сил в небо.
И тотчас же разразился долгожданный ливень, который увлажнил поля и дал воду изнывающим от жажды людям и животным.
В награду за свой подвиг юноша потребовал в жены девушку, которая призвала народ доверить ему выстрелить из лука Балам Акаба.
В тот же день их поженили, подарив в придачу
дом, новую зернотерку и новую циновку. Когда Ник, разведя огонь,
повернулась к своему мужу, то с изумлением обнаружила, что тот исчез.
На другой день произошло то же самое.
Весь следующий день муж сидел на циновке, при этом ничего не пил и не ел, а вечером повторилась вчерашняя история.
Через три солнца девушка отправилась в горы
за дровами. Пройдя один из засеянных участков, она услышала голос и
остановилась в изумлении, поскольку вокруг не было ни души. Из глубины
полой тыквы, где оставалось немного воды, раздался голос ее мужа:
- Хочешь быть моей женой, девушка мам?
- Но разве ты не муж мне?
- Нет, не о том я тебя спрашиваю. Скажи, хочешь ли ты стать в действительности моей женой, девушка мам?
- Я хочу следовать за тобой, мой господин.
- Хочешь знать, кто я?
- Ты мой супруг, господин.
- Я не о том тебя спрашиваю. Хочешь знать, кто я?
- Да, мой господин.
- Девушка мам! Я - Балам Акаб, один из четырех
древних владык племени. Живу я в блаженном селении предков и потому,
если ты решила следовать за мной, то то же должна отправиться в селение
предков.
Перед тем как народиться новой луне, девушка
умерла. Нашли ее как бы спящей, а рядом был сосуд из тыквы, и в нем
немножко блестевшей на самом дне воды.
С тех пор, время от времени, после дождя
появляется в небе высоко изогнутая дуга заброшенного Балам Акабом лука.
Это знак того, что под полуденным солнцем, озаряющим селение предков,
улыбка юной девушки мам все еще радует сердце героя Балам Акаба -
одного из четырех легендарных владык.
Использованы материалы книг "Мифы Центральной и Южной Америки", Я. Нерсесов, М., Астрель Аст, 2004. и
"Легенды, мифы и сказки индейцев майя", ред. и сост. Г.Г. Ершова, М., Изд-во РГГУ, 2002.