л Это древнейший из известных нам шумерских
мифов о появлении мира, богов, им управляющих,
жизни и человечества. Миф, отвечающий на вопрос о
возникновении вселенной, исходит из того, что
первоначально все стихии, образующие мироздание,
существовали в слитом виде, как огромная гора,
плавающая в Мировом океане. Развитие происходит
в виде разделения и последующего соединения
мужских и женских начал, результатом чего
становится появление и бесконечное умножение
новых богов, управляющих стихиями или
находящихся на службе у этих богов или небесных
светил.
Когда-то небеса и земля были слиты и не было на
них ни травы, ни тростника, ни деревьев, ни рыб, ни
зверей, ни людей. Были они как одна гора в
пространстве, заполненном вечными водами дочери
океана Намму, праматери всего сущего. Произвела
она из себя Ана (Небо) и Ки (Землю), сына и дочь, и
поселила их раздельно. Ана — на вершине горы, а Ки
— внизу, под ее подножьем. Когда дети выросли, они
стали крутить головами и искать друг друга. И
свела их Намму, соединила как мужа и жену. И
родила Ки владыку Энлиля, наполнившего все
вокруг своим могучим дыханием. Потом Ки от Ана
произвела еще семь сыновей, семь могучих стихий,
без которых не было бы света и тепла, влаги, роста
и процветания. Затем по воле Ана у Ки родились
младшие боги, помощники и слуги Ана, — Ануннаки. И
стали они все соединяться друг с другом, как
мужчины и женщины. И рождались у них сыновья и
дочери, внуки и внучки.
И стала гора, на которой поселилось
многочисленное потомство Ана и Ки, тесна для
него. И решил отец богов АН расширить место
обитания своих подопечных. Для этого он призвал
своего старшего отрока, своего первенца Энлиля, и
сказал ему:
— Стала тесна гора для тебя, братьев и сестер
твоих. Давай оторвем ее верхушку и разделим гору
на две части.
Сказано — сделано! Разорвали АН и Энлиль гору.
Поднял вершину АН вверх, а Энлиль опустил плоское
подножье вниз. Так появились небо в виде свода и
земля, как плоский диск с неровностями, горами и
ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана
ножом. АН избрал себе небо, а землю оставил сыну, и
стал Энлиль носиться над ней, наполняя ее
дыханием жизни. Без Энлиля не было бы ни летучих
облаков, собирающих и отдающих влагу, ни
растений, ни трав, ни зарослей тростника, ни
деревьев, возносящих плоды. Братья и сестры
Энлиля осветили и согрели землю. И стала земля
прекрасной. И захотели боги остаться на ней. И
обратились они к старшему брату своему Энлилю:
— Выдели нам место, где бы мы могли жить на
земле вместе.
И соорудил Энлиль в самом центре земного диска
город, дав ему имя Ниппур, и поселил там братьев и
сестер своих. И жили они там по справедливости,
ибо не было там высокомерных и жадных
нарушителей договоров, доносчиков. Дал Энлиль
городу законы и смотрел сверху, чтобы злодеи и
преступники их не нарушали.
Увидев, что Ниппур хорош и его обитатели
справедливы, Энлиль решил в нем поселиться сам.
Он соорудил себе в центре города высокий помост,
белый помост, воздвиг на нем дом из лазурита —
свое обиталище, поднимающееся вершиной до
середины небес, простирающее свою тень на все
стороны света.
Жила в Ниппуре сестра Ана, старица
Нунбаршегуну, вместе со своей прекрасной дочерью
Нинлиль. Знала матушка, что молодые люди Ниппура
бросают на Нинлиль жадные взоры, и опасалась за
неразумную. Она не отпускала ее никуда одну, но
девушка была упряма и настояла, чтобы ей
разрешили омыться в прозрачных водах потока
Нинбирду.
— Иди, дочь моя, — сказала Нунбаршегуну. —
Только знай, что на раскинувшиеся за Ниппуром
луга спускается из своего храма сам Энлиль. Если
увидит тебя огнеокий бык, не соглашайся на то, что
он тебе предложит. Скажи ему: «Я еще молода. Еще не
созрели груди мои, и рот мой еще мал». Отступит от
тебя Энлиль!
Все было так, как опасалась матушка. Увидев
прелести Нинлиль, Энлиль спустился к ней с
быстротою ветра. Когда же божественная дева не
уступила вспыхнувшей в нем страсти, он удалился,
сделав вид, что примирился с отказом. Но, когда
Нинлиль явилась омыться на следующий день,
Энлиль, прятавшийся в камышах, налетел на нее,
швырнул на дно челна и насытился ее невинной
красотой.
Узнали об этом старшие боги и, собравшись на
совет, решили изгнать насильника в подземный мир.
Пришлось Энлилю подчиниться этому решению. За
ним последовала Нинлиль, успевшая привязаться к
своему грозному супругу. В толщах земли родила
Нинлиль первенца Нанну, которому было суждено
подняться на небо, чтобы освещать землю и
показывать смертным смену времен. Кроме верхнего
Нанну, родила Нинлиль еще трех нижних сыновей,
которым не дано было увидеть дневного света, ибо,
чтобы уйти в верхний мир, надо оставить голову за
голову.
По прошествии положенного времени Энлиль и
Нинлиль возвратились на небо и жили в самом
отдаленном его месте, стараясь как можно меньше
общаться со смертными. Энлиля раздражало их
многолюдство, и в своем гневе он обрушивал на
людей различные бедствия. Редко удавалось
кроткой Нинлиль усмирить гнев огнеокого быка. И
страдало человечество по его вине от чумы,
засухи, потопов. Мифы и легенды Древнего востока
Источник: http://sacrament.akinshin.org/mesop/gora.shtml |