Ярило воин земледелец
Славянский бог Ярило – бог зачатия, ярый бог
природы, что пробуждается, и вешнего света. Ярила знаменовал торжество любви
плодотворящей. Одни исследователи относит его к потомкам Сварога, а другие — к
потомкам Велеса. Учитывая то, что некогда Сварог был богиней (Велес же никогда
не менял пола), то Ярило — есть дитя обоих родителей.
В сознании деревенских жителей Ярила представлялся молодым и красивым
женихом, участвующим во всевозможных празднествах весны и ищущим себе невесту
красавицу. Ярила-бог давал здоровое потомство, прекрасный урожай, изгонял зиму
и холода.
Само его имя происходит от слова «ярый» — мощный, сильный. В западных землях
у него было несколько иное имя — Яровит. Та сторона любви, которую по сей день
поэты называют «кипучей страстью», находилась «в компетенции» славянского Бога,
Ярилы. В какой-то степени его можно назвать богом любви.
Ярила принадлежит к «ежегодно умирающим и воскресающим» богам плодородия.
Именно из-за своего отца – могучего Велеса, Ярило стал земледельцем. Как и его
мать (Дива-Додола), он стал воином. А родился он от того, что Дива понюхала
чудесный ландыш, в который превратился Велес.
Яриле подчиняются так же духи природы, дикие животные и низшие божества.
Ежегодно к летнему солнцестоянию Ярило полностью набирает силу. Живет он в
правде и в любви с землею, рождая летом множество новых жизней. К 22 июня -
самый длинный день, Ярило становится Белобогом. В четвертый месяц года (апрель
ныне) славяне начинали наиболее важные для всего рода сельскохозяйственные
работы. Зимой же Ярила превращается в Мороз, уничтожая все то, что родил
весной.
Белобог
Белобог - один из добрых верховных богов древних
славян. Бог счастья и удачи. В сознании наших предков мир делился на части -
враждебную и благоприятную для человека. Каждая из них управляется своим богом,
определявшим судьбу человека. Одно божество отвечало за все светлое (Белый
бог), а другое – за темное (Черный бог - Чернобог). Белобог изображался мудрым
седобородым, седовласым старцем, Чернобог же — уродливым и скелетообразным.
Однако они были почитаемы в равной степени.
Святилища Белобога сооружались на холме, открытом для солнца, а множество
золотых и серебряных украшений Белобога отражали свет и даже ночью озаряли
храм, в котором не было ни одной тени, ни единого мрачного уголка. В жертву ему
приносят веселье, игры и радостное пированье. Белобога почитают также подателем
плодородия и богатства. Во время жатвы и полевых работ Белун, как его еще
называли, приходил на нивы и помогал жнецам в их нелегкой работе. Чаще всего он
показывался в колосистой ржи с сумою денег на носу, манил какого-нибудь бедняка
и просил утереть себе нос, и если тот выполнит Белобогову просьбу, то из сумы
посыплются денежки, а он исчезнет. С годами вера в Белобога была полностью
утрачена, хотя ее следы сохранились и до наших дней. Так, например, до сегодня
считается, что светлый, белый цвет приносит удачу, радость, сопутствует всем
жизненным проявлениям.
Белобог – целиком и полностью воплощает свет, добро, удачу, счастье, блага,
олицетворяет древнее весеннее небо. Можно смело говорить о том, что Белобог -
это собирательный образ всех чистых и светлых богов.
Велес
Велес
– сын Рода, является одним из величайших богов славянской мифологии, однако в
отличие от других своих братьев занимается делами земными. Именно Велес привёл
мир, сотворённый Родом и Сварогом, в движение. Велес прозвали "скотий
бог" за то, что он является хозяином дикой природы, покровителем
богатства, так как воплощает собой золото, опекает скотоводов, землепашцев и
охотников. Среди прочего он занимается толкованием законов, учит
искусствам, покровительствует путешественников и торговцам, бог удачи.
Все низшие духи подчиняются Велесу. Велес является хранителем
Нави, человеческие души после смерти по лунному лучу поднимаются к вратам
Нави, где их встречает Велес.
Чистые души праведников отражаются от Луны и поднимаются дальше по
солнечному лучу к обители Всевышнего – Солнцу, иные души остаются с Велесом
чтобы очиститься, или же вновь воплотиться в низших духов или людей на земле.
Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь
воплощаются на Земле в людей или низших духов.
В жертву Велесу приносят в овец и быков.
Считалось, что Перун и Велес противостоят друг другу: первый является богом
княжеской дружины, второй - богом остальной (невоенной) части Руси.
Святобор
Святобор известен как бог-покровитель лесов и лесных угодий, олицетворяет
собой вечно живую природу. Он поддерживает согласие и гармонию в природе,
определяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса. Ещё в глубокой
древности возникло убеждение, что нельзя наносить вред природе по глупости или
жадности, славяне верили, что владыка Святобор покарает любого охотника,
который посягнёт на зверя с детёнышем, каждого рыбака, который ловит рыбу во
время нереста. Расплата ждёт того, кто прельстится лёгкой, неправедной добычей.
Охота и вырубка деревьев в заповедных лесах с древних времён была
запрещена. Богиня охоты Девана была женой бога лесов, её представляли
красавицей в богатой куньей шубе, держащей в руках лук и стрелы.
Известно также, что у Святобора были помощники: лешие и мелкие божки –
опасные и коварные существа – Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Например, Туросик
мог принять вид оленя с золотыми рогами или тура и завести охотника, который
его начинал преследовать, в болото. Изображая стук топора, в болото заманивал
заблудившихся в лесу людей и Стукач.
Сыра Земля
Земля представлялась древним славянам живым, божественным существом, и в то
же время являющейся человекоподобной. Кроме того, она отождествлялась с живой
женщиной. Цветы и травы, деревья и кустарники воспринимались как её пышные
волосы, каменные скалы – как кости; корни деревьев – как жилы, а вода, что
сочится из недр – её кровь. И точно так же, как живая женщина, земля рождает
земных существ, в бурю она стонет от боли, она учиняет землетрясения, гневаясь,
под солнцем улыбается, даря людям красоты, засыпает зимой и пробуждается к весне.
В сказках и легендах богатыри черпают свои силы в родной земле, обращаясь к
ней точно как к истинной матери.
Земля сама по себе считалась целебным средством, ею заживляли раны,
прикладывали к больным местам.
Видя, как дождевые ливни и солнечные лучи заставляют землю плодоносить, наши
предки не могли не отметить тесную взаимосвязь неба и земли. Именно поэтому
широко был распространен миф о брачном союзе Неба и Земли, при том Небу
отводилась активная, отдающая мужская роль, а Земле пассивная, принимающая.
Только когда Небо обнимает землю своими тёплыми солнечными объятиями, она
начинает давать урожай, сама по себе она не в силах ничего произвести.
Берегиня
Берегиня
– изначально была известна как великая древнеславянская богиня, которая
породила всё сущее. Согласно представлениям славян она повсюду появлялась в
сопровождении всадников, являвшихся олицетворение солнца. Учитывая, что
особенно часто к ней обращались в период созревания хлебов, её можно ставить в
ряд с высшими богами - покровителям человеческого рода.
Образ Берегини развивался, и постепенно появились верования, что на свете
существует множество берегинь, обитающих в лесах. Берегинь связывали с берёзой,
воплощавшей небесное сияние и свет, поэтому эти деревья очень почитались на
празднествах в честь лесных русалок – берегинь.
Согласно некоторым поверьям, просватанные невесты, которые скончались до
свадьбы, превращались в берегинь. Например, девушки, покончившие собой из-за
коварной измены жениха.
Берегини приходили в наш мир с того света на Русальной (Троицкой) неделе, в
то время, когда цветёт рожь. Они сидели на берегу рек и озёр, расчёсывая
волосы, плели венки и заманивали к себе молодых парней, которые сходили с ума
от их красоты и жестокости.
В день Ивана Купалы берегини покидали землю, чтобы вернуться оратно.
Жива
Жива,
по некоторым версиям, считавшаяся матерью Перуна, являлась в славянской
мифологии олицетворением весны, юности, красоты природы и человека, плодоносной
силы.
Время её власти наступает, когда поля и леса зеленеют, цветут сады и
огороды.Воплощением Живы на земле нашим предкам виделась кукушка, которая
отсчитывает часы рождения, жизни и смерти.
В круговороте времён года древние славяне видели модель жизни, переход от
беззаботной весны (человеческой юности) к зрелым годам (лету), от неминуемой
осени к зиме и смерти. Подобные циклы они видели не только в смене времён года,
но и в жизни человека, государства и племени.
Те, кто слышал первое пение кукушки, предсказавшей столько лет жизни,
сколько раз она повторила своё «ку-ку, приносили её жертвы. По голосу кукушки
также гадали: будет ли удачным замужество, а год урожайным.
Богиня Жива считалась животворящей, согласно верованиям, она воскрешала не
только природу, умершую зимой, но и чувства людей. И по сей день весна – это
время любви, обострения и возрождения эмоций и чувств.
Богине Живее (жизни) противостояла Мара (смерть), которая воплощает всё
противоположное лету и жизни – зиму, холод, тьму и смерть.
Морана (Мара)
Морана
(Мара) – Богиня Зимы и Смерти, грозное и могучее Божество. Считалась женой
Кощея, дочь Лады, сестра Лели и Живы.
Согласно верованиям древних славян воплощала собой нечистые силы.
Как правило, она редко появлялась среди людей, большую часть времени,
странствуя в снегах, но иногда напоминала о себе людям, свершая своё чёрное
дело. Отметим, что имя Мораны является однокоренным с такими словами как
«морок», «мор», «мрак», «морочить», «марево», «смерть».
Согласно легендам Морана вместе со злыми своими прислужниками пытается
каждое утро подкараулить Солнце, чтобы погубить его, но перед красотой светила
и лучезарной мощью в ужасе отступает каждый раз.
Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, с помощью которого она подрезает
Нити Жизни, являются символами этой богини.
Её владения располагаются за черной Рекой Смородиной, которая разделяет Явь
и Навь, и охраняет её Трехглавый Змей.
Мара воплощает собой силу, противоположную Животворящей Солнечной Яри.
Однако смерть, которую дарует Морана – это лишь переход к новому началу, потому
что после зимы всегда снова приходит весна – такие законы установил Род.
У богини зимы и смерти есть многочисленные слуги – Мары, которые бродят
среди людей даже после наступления весны. Мары – это злые духи болезней.
Лада
Лада – в мифологии древних славян известна как богиня любви и красоты, имя
которой вошла в широкое употребление: «ладом» называется весь уклад и порядок
жизни, «ладной» называют стройную и красивую девушку, «ладно» - наречие,
чтобы выразить согласие, «ладить» - хорошие отношения между людьми и т.д.
Ладу очень почитали, существуют даже свидетельства о существовании храма
Лады в Киеве. Статуя богини была изображена как прекрасная женщины, с розовым
венком на голове. Речной жемчуг украшал золотистые волосы, длинное русское
платье было расшито драгоценными орнаментальными вышивками. У подножия статуи
зажигали благовония, раскладывали охапки цветов, которые ежедневно менялись.
Лада была матерью двойни: Леля и Полель
Леля
Леля
– самая многоликая богиня и самая молодая, её связывали с возрождением природы
весной как богиню Молодости. Исполняя функцию Берегини Рода, являлась супругой
Ярилы. В отличие от прочих богов и богинь, обладающих, как правило, суровым и
серьёзным нравом, Леле приписывали игривость и весёлый нрав.
Следует отметить, что Лада отвечала за родственную любовь между людьми, а
Леля покровительствовала любви между мужчиной и женщиной. Её особенностью
являлось то, что она не карала людей за проступки, а покровительствовала их
капризом.
Макошь
Макошь
- считается Богиней Судьбы и плодородия, магии и волшебства, Великой
Матью Роженицей Рода. Управляет живой природой, защищает и покровительствует
женщинам.
С именем это богини на Руси связывают понятие «неведомой судьбы», так
согласно верованиям славян, все нити судеб находятся в руках у Макоши, воля которой
известна лишь Роду.
Макошь всецело покровительствует процветанию и семейному счастью, вместе с
тем являясь довольно строгой и требовательной. Она также ведает таким видом
рукоделия, как прядение, поэтому ей в жертву приносили пряжу, выбрасывая её клубки
в колодец.
Существует предположение, что в нижней ипостаси, Макошь, возможно,
является знаменитой Бабой Ягой. В этом качестве её называют повелительницей
лесного мира и матерью ветров.
В культе Макоши также нашла своё выражение идея о триединстве бога. Богини,
пряхи судьбы, также предстают по трое, поэтому Макоши помогают ткать Пряжу
Судеб богини Додя и Недоля, которые связывают человека с результатами его
действий – злых или добрых.
Будучи женой Велеса, она является также Хозяйкой перекрёстков мироздания
между мирами.
Источник: http://drevnebogi.ru |