Throne of ice
Категории раздела
Мифология восточных славян [5]Мифология южных славян [2]Мифология западных славян [2]
Мини-чат
500
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Славянская мифология » Мифология восточных славян

Боги славян ч. 2

Ярило воин земледелец

Славянский бог Ярило – бог зачатия, ярый бог природы, что пробуждается, и вешнего света. Ярила знаменовал торжество любви плодотворящей. Одни исследователи относит его к потомкам Сварога, а другие — к потомкам Велеса. Учитывая то, что некогда Сварог был богиней (Велес же никогда не менял пола), то Ярило — есть дитя обоих родителей.

В сознании деревенских жителей Ярила представлялся молодым и красивым женихом, участвующим во всевозможных празднествах весны и ищущим себе невесту красавицу. Ярила-бог давал здоровое потомство, прекрасный урожай, изгонял зиму и холода.

Само его имя происходит от слова «ярый» — мощный, сильный. В западных землях у него было несколько иное имя — Яровит. Та сторона любви, которую по сей день поэты называют «кипучей страстью», находилась «в компетенции» славянского Бога, Ярилы. В какой-то степени его можно назвать богом любви.

Ярила принадлежит к «ежегодно умирающим и воскресающим» богам плодородия. Именно из-за своего отца – могучего Велеса, Ярило стал земледельцем. Как и его мать (Дива-Додола), он стал воином. А родился он от того, что Дива понюхала чудесный ландыш, в который превратился Велес.

Яриле подчиняются так же духи природы, дикие животные и низшие божества. Ежегодно к летнему солнцестоянию Ярило полностью набирает силу. Живет он в правде и в любви с землею, рождая летом множество новых жизней. К 22 июня - самый длинный день, Ярило становится Белобогом. В четвертый месяц года (апрель ныне) славяне начинали наиболее важные для всего рода сельскохозяйственные работы. Зимой же Ярила превращается в Мороз, уничтожая все то, что родил весной.

Белобог

Белобог - один из добрых верховных богов древних славян. Бог счастья и удачи. В сознании наших предков мир делился на части - враждебную и благоприятную для человека. Каждая из них управляется своим богом, определявшим судьбу человека. Одно божество отвечало за все светлое (Белый бог), а другое – за темное (Черный бог - Чернобог). Белобог изображался мудрым седобородым, седовласым старцем, Чернобог же — уродливым и скелетообразным. Однако они были почитаемы в равной степени.

Святилища Белобога сооружались на холме, открытом для солнца, а множество золотых и серебряных украшений Белобога отражали свет и даже ночью озаряли храм, в котором не было ни одной тени, ни единого мрачного уголка. В жертву ему приносят веселье, игры и радостное пированье. Белобога почитают также подателем плодородия и богатства. Во время жатвы и полевых работ Белун, как его еще называли, приходил на нивы и помогал жнецам в их нелегкой работе. Чаще всего он показывался в колосистой ржи с сумою денег на носу, манил какого-нибудь бедняка и просил утереть себе нос, и если тот выполнит Белобогову просьбу, то из сумы посыплются денежки, а он исчезнет. С годами вера в Белобога была полностью утрачена, хотя ее следы сохранились и до наших дней. Так, например, до сегодня считается, что светлый, белый цвет приносит удачу, радость, сопутствует всем жизненным проявлениям.

Белобог – целиком и полностью воплощает свет, добро, удачу, счастье, блага, олицетворяет древнее весеннее небо. Можно смело говорить о том, что Белобог - это собирательный образ всех чистых и светлых богов.

Велес

         Велес – сын Рода, является одним из величайших богов славянской мифологии, однако в отличие от других своих братьев занимается делами земными. Именно Велес привёл мир, сотворённый Родом и Сварогом, в движение. Велес прозвали "скотий бог" за то, что он является хозяином дикой природы, покровителем богатства, так как воплощает собой золото, опекает скотоводов, землепашцев и охотников.  Среди прочего он занимается толкованием законов, учит искусствам, покровительствует путешественников и торговцам, бог удачи.

Все низшие духи подчиняются Велесу. Велес является хранителем Нави, человеческие души после смерти по лунному лучу поднимаются к вратам Нави, где их встречает Велес.

Чистые души праведников отражаются от Луны и поднимаются дальше по солнечному лучу к обители Всевышнего – Солнцу, иные души остаются с Велесом чтобы очиститься, или же вновь воплотиться в низших духов или людей на земле.

Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.

В жертву Велесу приносят в овец и быков.

Считалось, что Перун и Велес противостоят друг другу: первый является богом княжеской дружины, второй - богом остальной (невоенной) части Руси.

Святобор

Святобор известен как бог-покровитель лесов и лесных угодий, олицетворяет собой вечно живую природу.  Он поддерживает согласие и гармонию в природе, определяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса. Ещё в глубокой древности возникло убеждение, что нельзя наносить вред природе по глупости или жадности, славяне верили, что владыка Святобор покарает любого охотника, который посягнёт на зверя с детёнышем, каждого рыбака, который ловит рыбу во время нереста. Расплата ждёт того, кто прельстится лёгкой, неправедной добычей. Охота  и вырубка деревьев в заповедных лесах с древних времён была запрещена.  Богиня охоты Девана была женой бога лесов, её представляли красавицей в богатой куньей шубе, держащей в руках лук и стрелы.

Известно также, что у Святобора были помощники: лешие и мелкие божки – опасные и коварные существа – Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Например, Туросик мог принять вид оленя с золотыми рогами или тура и завести охотника, который его начинал преследовать, в болото. Изображая стук топора, в болото заманивал заблудившихся в лесу людей и Стукач.

Сыра Земля

Земля представлялась древним славянам живым, божественным существом, и в то же время являющейся человекоподобной. Кроме того, она отождествлялась с живой женщиной. Цветы и травы, деревья и кустарники воспринимались как её пышные волосы, каменные скалы – как кости; корни деревьев – как жилы, а вода, что сочится из недр – её кровь. И точно так же, как живая женщина, земля рождает земных существ, в бурю она стонет от боли, она учиняет землетрясения, гневаясь, под солнцем улыбается, даря людям красоты, засыпает зимой и пробуждается к весне.

В сказках и легендах богатыри черпают свои силы в родной земле, обращаясь к ней точно как к истинной матери.

Земля сама по себе считалась целебным средством, ею заживляли раны, прикладывали к больным местам.

Видя, как дождевые ливни и солнечные лучи заставляют землю плодоносить, наши предки не могли не отметить тесную взаимосвязь неба и земли. Именно поэтому широко был распространен миф о брачном союзе Неба и Земли, при том Небу отводилась активная, отдающая мужская роль, а Земле пассивная, принимающая. Только когда Небо обнимает землю своими тёплыми солнечными объятиями, она начинает давать урожай, сама по себе она не в силах ничего произвести.

Берегиня

         Берегиня – изначально была известна как великая древнеславянская богиня, которая породила всё сущее. Согласно представлениям славян она повсюду появлялась в сопровождении всадников, являвшихся олицетворение солнца. Учитывая, что особенно часто к ней обращались в период созревания хлебов, её можно ставить в ряд с высшими богами - покровителям человеческого рода.

Образ Берегини развивался, и постепенно появились верования, что на свете существует множество берегинь, обитающих в лесах. Берегинь связывали с берёзой, воплощавшей небесное сияние и свет, поэтому эти деревья очень почитались на празднествах в честь лесных русалок – берегинь.

Согласно некоторым поверьям, просватанные невесты, которые скончались до свадьбы, превращались в берегинь. Например, девушки, покончившие собой из-за коварной измены жениха.

Берегини приходили в наш мир с того света на Русальной (Троицкой) неделе, в то время, когда цветёт рожь. Они сидели на берегу рек и озёр, расчёсывая волосы, плели венки и заманивали к себе молодых парней, которые сходили с ума от их красоты и жестокости.

В день Ивана Купалы берегини покидали землю, чтобы вернуться оратно.

Жива

         Жива, по некоторым версиям, считавшаяся матерью Перуна, являлась в славянской мифологии олицетворением весны, юности, красоты природы и человека, плодоносной силы.

Время её власти наступает, когда поля и леса зеленеют, цветут сады и огороды.Воплощением Живы на земле нашим предкам виделась кукушка, которая отсчитывает часы рождения, жизни и смерти.

В круговороте времён года древние славяне видели модель жизни, переход от беззаботной весны (человеческой юности) к зрелым годам (лету), от неминуемой осени к зиме и смерти. Подобные циклы они видели не только в смене времён года, но и в жизни человека, государства и племени.

Те, кто слышал первое пение кукушки, предсказавшей столько лет жизни, сколько раз она повторила своё «ку-ку, приносили её жертвы. По голосу кукушки также гадали: будет ли удачным замужество, а год урожайным.

Богиня Жива считалась животворящей, согласно верованиям, она воскрешала не только природу, умершую зимой, но и чувства людей. И по сей день весна – это время любви, обострения и возрождения эмоций и чувств.

Богине Живее (жизни) противостояла Мара (смерть), которая воплощает всё противоположное лету и жизни – зиму, холод, тьму и смерть.

Морана (Мара)

         Морана (Мара) – Богиня Зимы и Смерти, грозное и могучее Божество. Считалась женой Кощея, дочь Лады, сестра Лели и Живы.

Согласно верованиям древних славян воплощала собой нечистые силы.

Как правило, она редко появлялась среди людей, большую часть времени, странствуя в снегах, но иногда напоминала о себе людям, свершая своё чёрное дело. Отметим, что имя Мораны является однокоренным с такими словами как «морок», «мор», «мрак», «морочить», «марево», «смерть».

Согласно легендам Морана вместе со злыми своими прислужниками пытается каждое утро подкараулить Солнце, чтобы погубить его, но перед красотой светила и лучезарной мощью  в ужасе отступает каждый раз.

Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, с помощью которого она подрезает Нити Жизни, являются символами этой богини.

Её владения располагаются за черной Рекой Смородиной, которая разделяет Явь и Навь, и охраняет её Трехглавый Змей.

Мара воплощает собой силу, противоположную Животворящей Солнечной Яри. Однако смерть, которую дарует Морана – это лишь переход к новому началу, потому что после зимы всегда снова приходит весна – такие законы установил Род.

У богини зимы и смерти есть многочисленные слуги – Мары, которые бродят среди людей даже после наступления весны.  Мары – это злые духи болезней.

Лада

Лада – в мифологии древних славян известна как богиня любви и красоты, имя которой вошла в широкое употребление: «ладом» называется весь уклад и порядок жизни, «ладной»  называют стройную и красивую девушку, «ладно» - наречие, чтобы выразить согласие, «ладить» - хорошие отношения между людьми и т.д.

Ладу очень почитали, существуют даже свидетельства о существовании храма Лады в Киеве. Статуя богини была изображена как прекрасная женщины, с розовым венком на голове. Речной жемчуг украшал золотистые волосы, длинное русское платье было расшито драгоценными орнаментальными вышивками. У подножия статуи зажигали благовония, раскладывали охапки цветов, которые ежедневно менялись.

Лада была матерью двойни: Леля и Полель

Леля

         Леля – самая многоликая богиня и самая молодая, её связывали с возрождением природы весной как богиню Молодости. Исполняя функцию Берегини Рода, являлась супругой Ярилы. В отличие от прочих богов и богинь, обладающих, как правило, суровым и серьёзным нравом, Леле приписывали игривость и весёлый нрав.

Следует отметить, что Лада отвечала за родственную любовь между людьми, а Леля покровительствовала любви между мужчиной и женщиной. Её особенностью являлось то, что она не карала людей за проступки, а покровительствовала их капризом.

Макошь

         Макошь -  считается Богиней Судьбы и плодородия, магии и волшебства, Великой Матью Роженицей Рода. Управляет живой природой, защищает и покровительствует женщинам.

С именем это богини на Руси связывают понятие «неведомой судьбы», так согласно верованиям славян, все нити судеб находятся в руках у Макоши, воля которой известна лишь Роду.

Макошь всецело покровительствует процветанию и семейному счастью, вместе с тем являясь довольно строгой и требовательной. Она также ведает таким видом рукоделия, как прядение, поэтому ей в жертву приносили пряжу, выбрасывая её клубки в колодец.

 Существует предположение, что в нижней ипостаси, Макошь, возможно, является знаменитой Бабой Ягой. В этом качестве её называют повелительницей лесного мира и матерью ветров.

В культе Макоши также нашла своё выражение идея о триединстве бога. Богини, пряхи судьбы, также предстают по трое, поэтому Макоши помогают ткать Пряжу Судеб богини Додя и Недоля, которые связывают человека с результатами его действий – злых или добрых.

Будучи женой Велеса, она является также Хозяйкой перекрёстков мироздания между мирами.



Источник: http://drevnebogi.ru
Категория: Мифология восточных славян | Добавил: Ай-Рансаар (17.10.2011)
Просмотров: 1593 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019