Балам-Акаб («ягуар-ночь») – один из мифических прародителей народа
киче. Согласно мифам, ещё до появления солнца боги создали Балам-Акаба, Балам-Кице
(«ягуар-киче»), Махукутах («ничто») и Ики-Балам («ягуар-мощный ветер»). Вначале они обладали
совершенной мудростью и зрением, но боги ослабили их зрение и ум. После этого боги сотворили
им жён. Балам-Акаб стал прародителем девяти родов Нихаиба, Балам-Кице – девяти родов Кавека,
Махукутах – четырёх родов Ахау-киче. При их жизни боги создали утреннюю звезду (Венеру),
солнце и дали им огонь. Из Тулана (Толлан) прародители отправились на юг, где вели войны с
местными племенами и создали могущество киче. Перед смертью они дали наставления своим сыновьям
и вручили им «священный узел» как символ своего существа. После прощения они поднялись на гору
Хакавиц и там исчезли.
Вукуб-Каме – в мифологии киче бог смерти, один из повелителей
подземного царства Шибальбы. Спустившиеся туда герои-близнецы Хун-ахпу и Шбаланке после
упорной борьбы победили владык Шибальбы и принесли в жертву их правителей Вукуб-Каме и
Хун-Каме.
Кукумац («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии киче божество, супруг
богини-матери Тепев. Судя по имени, Кукумац восходит к образу бога Кетцалькоатля. Культ его
был принесён к киче в 10в. вторгшимися на территорию Гватемалы тольтеками, но, возможно, этот
тольтекский мифологический образ наложился на более древний, издавна существовавший у киче
образ бога озёр и моря. Постоянные эпитеты Кукумаца – «сердце моря», «сердце озера». В эпосе
киче «Пополь-Вух» Кукумац играет важную роль в создании
вселенной и человечества.
Тепев («могущественная») – в мифологии киче богиня-творец мира, помощница и,
возможно, супруга Кукумаца. Имя Тепев, заимствованное у тольтеков, вероятно, скрывает более
древнее майяское божество, восходящее генетически к «богине с косами».
Тескатлипока (Tezcatlipoca) - в
мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов; покровитель
жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка
стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно
разрушитель мира. Бог ночи и всего материального в мире, бог северной
стороны света. Он носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе
(Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и
убивает врагов, и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl -
зеркало, Ipoka - дымящееся). Ещё в этом зеркале он видит всё, что
творится в мире. А в правой руке он держит 4 стрелы, символизирующие
наказание, которое он может наслать на грешников людей. Как владыка
мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и
иногда выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро,
он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение
греха. Также он был богом красоты и войны, покровителем героев и
красивых девушек. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену
бога Шочипилли, т.к. она была очень красивой, под стать ему самому. Ещё
довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы и бога
мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси:
Мойокояцин (Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец", Титлакауан
(Titlacahuan) - "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa)
- "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя",
Ипалнермоани (Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе
(Nahuaque) - "Ночной Ветер"
Тохиль («грозовик») – в мифологии киче бог грозы и разрушения, покровитель племени
киче. Обычно изображался в виде воина с копьём в руках.
Хун-Ахпу и Шбаланке («один стрелок из сарбакана» и «маленький ягуар-олень») – в
мифологии киче братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, однажды Хун-Хун-Ахпу и его
брат Вукуб-Хун-Ахпу были приглашены владыками Шибальбы (подземного мира) поиграть в мяч, но
по прибытии туда были умерщвлены. Голову Хун-Хун-Ахпу владыки преисподней поместили на дерево.
Проходившая мимо девушка Шкик загляделась на странный «плод», и голова Хун-Хун-Ахпу плюнула
ей на ладонь, от этого Шкик забеременела. Разгневанный отец девушки хотел предать её смерти.
Тогда Шкик сбежала из Шибальбы и нашла приют у матери Хун-Хун-Ахпу, где и родила двух близнецов
Хун-Ахпу и Шбаланке. В детстве и ранней юности братья совершают много подвигов и чудес.
Узнав о печальной участи своего отца и дяди, близнецы отправляются в Шибальбу, где владыки
преисподней подвергают их страшным испытаниям и даже сжигают. Но Хун-Ахпу и Шбаланке воскресают
на пятый день. В образе бродячих фокусников они снова отправляются в Шибальбу, где побеждают и
убивают её владык – Вукуб-Каме и Хун-Каме. После этого близнецы становятся солнцем и луной. В
эпосе киче «Пополь-Вух» запечатлён очень древний миф о
происхождении и приключениях божественных близнецов, распространённый некогда почти у всех
племён индейцев Центральной и Южной Америки. Наиболее полная форма его сохранилась у мопанов
(группа майя в Белизе), наиболее древняя – у пипилей в Исалько (Сальвадор).
Хуракан («одноногий») – в мифологии киче одно из главных божеств, творец и
повелитель мира, податель дочерей и сыновей, владыка грозы, ветра и ураганов. В образе
Хуракан у киче слились старые представления майя о богах ветра и грозы вместе с образом
древнего божества Тецкатлипоки, отсюда его имя. Имел три ипостаси: Какулха-Хуракан,
Чипи-Какулха, Раша-Какулха, все связанные с молниями. Наиболее распространённые его эпитеты:
«сердце неба», «сердце земли».
Чималькан, Цоциха-Чималькан («прекрасная змея» или «прекрасная змея рода летучих
мышей») – в мифологии какчикелей божество, первоначально почитавшееся под видом летучей мыши.
Позднее его образ слился с Кетцалькоатлем, принесённым тольтеками и уже представлялся в виде
пернатой змеи. К началу 16 в. Чималькан почти слился с Тохилем.
Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение
богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала
девять слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче
«Пополь-Вух»
сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они
победили её владык и освободили своего отца и дядю.
Шилонен (Xilonen) - “Мать молодого
маиса”, Шканиль (“кукурузница” у киче) - богиня молодой кукурузы,
покровительница бедняков. Её ещё называют “покрытая волосами”, намекая
на ворсистый початок кукурузы. В середине лета в её честь приносили в
жертву людей, чтобы умилостивить её и собрать хороший урожай маиса. Она
- жена Тескатлипоки. Изображалась в виде девушки, одетой в
жёлто-красное платье.
Шкакау («подательница какао») – богиня, покровительница бобов какао; единственное
божество какао у всех народов Центральной Америки.