Throne of ice
Категории раздела
Мифология майя [75] Мифология ольмеков [3] Мифология сапотеков [5] Мифология тольтеков [8]
Мифология Науа [2] Мифология тарасков [2] Мифология ацтеков [26] Мифология горных Майя (Киче, Какчикели, Кекчи) [25]
Мифология Отоми [5] Мифология миштеков [5] Разное [5]
Мифы, не попадающие ни в одну из категорий.
Мини-чат
500
Наш опрос
В каком направлении вы видите развитие сайта
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мифология народов Мезоамерики (Центральной Америки) » Мифология горных Майя (Киче, Какчикели, Кекчи)

Боги горных Майя (Киче, Какчикели, Кекчи)
Балам-Акаб («ягуар-ночь») – один из мифических прародителей народа киче. Согласно мифам, ещё до появления солнца боги создали Балам-Акаба, Балам-Кице («ягуар-киче»), Махукутах («ничто») и Ики-Балам («ягуар-мощный ветер»). Вначале они обладали совершенной мудростью и зрением, но боги ослабили их зрение и ум. После этого боги сотворили им жён. Балам-Акаб стал прародителем девяти родов Нихаиба, Балам-Кице – девяти родов Кавека, Махукутах – четырёх родов Ахау-киче. При их жизни боги создали утреннюю звезду (Венеру), солнце и дали им огонь. Из Тулана (Толлан) прародители отправились на юг, где вели войны с местными племенами и создали могущество киче. Перед смертью они дали наставления своим сыновьям и вручили им «священный узел» как символ своего существа. После прощения они поднялись на гору Хакавиц и там исчезли.

Вукуб-Каме – в мифологии киче бог смерти, один из повелителей подземного царства Шибальбы. Спустившиеся туда герои-близнецы Хун-ахпу и Шбаланке после упорной борьбы победили владык Шибальбы и принесли в жертву их правителей Вукуб-Каме и Хун-Каме.

Кукумац («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии киче божество, супруг богини-матери Тепев. Судя по имени, Кукумац восходит к образу бога Кетцалькоатля. Культ его был принесён к киче в 10в. вторгшимися на территорию Гватемалы тольтеками, но, возможно, этот тольтекский мифологический образ наложился на более древний, издавна существовавший у киче образ бога озёр и моря. Постоянные эпитеты Кукумаца – «сердце моря», «сердце озера». В эпосе киче «Пополь-Вух» Кукумац играет важную роль в создании вселенной и человечества.

Тепев («могущественная») – в мифологии киче богиня-творец мира, помощница и, возможно, супруга Кукумаца. Имя Тепев, заимствованное у тольтеков, вероятно, скрывает более древнее майяское божество, восходящее генетически к «богине с косами». 
Тескатлипока (Tezcatlipoca) - в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира. Бог ночи и всего материального в мире, бог северной стороны света. Он носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов, и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl - зеркало, Ipoka - дымящееся). Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. А в правой руке он держит 4 стрелы, символизирующие наказание, которое он может наслать на грешников людей. Как владыка мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха. Также он был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену бога Шочипилли, т.к. она была очень красивой, под стать ему самому. Ещё довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы и бога мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) - "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) - "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) - "Ночной Ветер"

Тохиль («грозовик») – в мифологии киче бог грозы и разрушения, покровитель племени киче. Обычно изображался в виде воина с копьём в руках.

Хун-Ахпу и Шбаланке («один стрелок из сарбакана» и «маленький ягуар-олень») – в мифологии киче братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, однажды Хун-Хун-Ахпу и его брат Вукуб-Хун-Ахпу были приглашены владыками Шибальбы (подземного мира) поиграть в мяч, но по прибытии туда были умерщвлены. Голову Хун-Хун-Ахпу владыки преисподней поместили на дерево. Проходившая мимо девушка Шкик загляделась на странный «плод», и голова Хун-Хун-Ахпу плюнула ей на ладонь, от этого Шкик забеременела. Разгневанный отец девушки хотел предать её смерти. Тогда Шкик сбежала из Шибальбы и нашла приют у матери Хун-Хун-Ахпу, где и родила двух близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке. В детстве и ранней юности братья совершают много подвигов и чудес. Узнав о печальной участи своего отца и дяди, близнецы отправляются в Шибальбу, где владыки преисподней подвергают их страшным испытаниям и даже сжигают. Но Хун-Ахпу и Шбаланке воскресают на пятый день. В образе бродячих фокусников они снова отправляются в Шибальбу, где побеждают и убивают её владык – Вукуб-Каме и Хун-Каме. После этого близнецы становятся солнцем и луной. В эпосе киче «Пополь-Вух» запечатлён очень древний миф о происхождении и приключениях божественных близнецов, распространённый некогда почти у всех племён индейцев Центральной и Южной Америки. Наиболее полная форма его сохранилась у мопанов (группа майя в Белизе), наиболее древняя – у пипилей в Исалько (Сальвадор).

Хуракан («одноногий») – в мифологии киче одно из главных божеств, творец и повелитель мира, податель дочерей и сыновей, владыка грозы, ветра и ураганов. В образе Хуракан у киче слились старые представления майя о богах ветра и грозы вместе с образом древнего божества Тецкатлипоки, отсюда его имя. Имел три ипостаси: Какулха-Хуракан, Чипи-Какулха, Раша-Какулха, все связанные с молниями. Наиболее распространённые его эпитеты: «сердце неба», «сердце земли».

Чималькан, Цоциха-Чималькан («прекрасная змея» или «прекрасная змея рода летучих мышей») – в мифологии какчикелей божество, первоначально почитавшееся под видом летучей мыши. Позднее его образ слился с Кетцалькоатлем, принесённым тольтеками и уже представлялся в виде пернатой змеи. К началу 16 в. Чималькан почти слился с Тохилем.

Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они победили её владык и освободили своего отца и дядю.

Шилонен (Xilonen) - “Мать молодого маиса”, Шканиль (“кукурузница” у киче) - богиня молодой кукурузы, покровительница бедняков. Её ещё называют “покрытая волосами”, намекая на ворсистый початок кукурузы. В середине лета в её честь приносили в жертву людей, чтобы умилостивить её и собрать хороший урожай маиса. Она - жена Тескатлипоки. Изображалась в виде девушки, одетой в жёлто-красное платье.

Шкакау («подательница какао») – богиня, покровительница бобов какао; единственное божество какао у всех народов Центральной Америки.


Источник: http://mesoamerica.narod.ru/mifgormay.html
Категория: Мифология горных Майя (Киче, Какчикели, Кекчи) | Добавил: Ай-Рансаар (04.06.2009)
Просмотров: 834 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024