Первыми достигли стадии раннеклассового общества ольмеки. В 15-4 вв. до н.э. у них
сформировалась новая мифологическая система, которая впоследствии распространилась среди других
этнических общностей. Ольмекская мифология, созданная на основе предшествующих мифологических
представлений, значительно их перестроила. Ольмеки положили начало необычайно широкому
распространению у индейцев Центральной Америки культа ягуара: все основные божества их имели
ягуароподобный облик (очевидно, ягуар, который преследуя лесных травоядных, распугивал их и
сгонял с полей, невольно предотвращая потравы посевов, воспринимался как покровитель полей и
земледельцев). Для мифологии этого периода характерна большая устойчивость образов, закрепление
их функций, а также канонизация определённых примет в облике того или иного божества. В этой
системе "богиня с косами" утрачивает своё прежнее значение, хотя в некоторых вариантах мифа
она по-прежнему занимает главенствующее положение. Так, на скальном рельефе в Чалькацинго
(Мексика) она - владычица вселенной, сидящая на троне в пещере (пещеры, согласно мифам, - место
возникновения различных индейских племён) с двухголовым ящером (её териоморфным двойником) в
руках. Но чаще она - то богиня земли и влаги, то лишь богиня луны, то жена или возлюбленная
бога-повелителя зверей и подземных недр, имеющего облик тапира или ягуара. От бога-повелителя
зверей у неё рождаются два брата-близнеца - полулюди-полуягуары (чаще всего они изображаются в
виде младенцев): один из них воплощает водное начало (плача, он вызывает дождь), другой
(трансформация "толстого бога") олицетворяет кукурузу. В большинстве случаев боги - хозяева
леса, зверей, влаги в этой системе предстают в мужском облике; по одному из мифов, прародителем
ольмеков является бог-мужчина.
Один из основных мотивов мифологии ольмеков - обретение маиса, их главного питательного злака.
В большинстве мифов бог - благодетель человечества (ацтекский Кетцалькоатль
или Кецалькоатль),
добывает зёрна маиса из горы, где они спрятаны (на рельефах мужской бог выносит из недр земли на
руках младенца - олицетворение маиса, чтобы передать его людям). Значительное развитие получает
мотив о противоборстве старого бога с божеством маиса. В этот период уже устанавливается связь
мифологии и календаря, впоследствии получившая в Центральной Америке необычайно широкое
распространение в виде мифологически-календарной символики (наименование божества по дню его
рождения, представления о циклах или эрах развития вселенной и др.). так в этом отношении
характерна статую бога с младенцем на руках из Лас-Лимас (Мексика) как олицетворения эпохи,
когда люди обрели маис: на плечах и коленях бога вырезаны головы четырёх других божеств -
символов и покровителей предшествующих эпох.