Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Обычно изображается в
антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной
убор его имеет форму головы каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, имена
их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы. Наиболее часто
упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух
(у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух,
Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах
(обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны.
Бакабы – в мифологии майя боги – братья Хобниль, Кан-Цик-Наль,
Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах вселенной и поддерживают небо, чтобы оно
не упало на землю. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Так,
Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся с
дня Кан; Кан-Цик-Наль – с севером, белым цветом и годами Мулук; Сак-Кими – с западом, чёрным
цветом и годами Хищ; Хосан-Эк – с югом, жёлтым цветом и годами Кавак. Бакабы имели
антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать,
что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или
насекомых (паука, пчёл). Хобниль был покровителем пчеловодства. В 10 – 16 вв. Бакабы в
значительной степени слились с богами ветра – павахтунами и богами дождя – чаками. В этот
период существовали представления и о подземных Бакабах, поддерживавших своды преисподней.
Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных
божеств. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или
кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений.
Впоследствии Ицамна становится небесным божеством, голова которого образует землю, а туловище
небесный свод. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого
образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а
вверху – хвостами; отсюда и собственное имя Ицамна, и ассоциациями со странами света и цветовой
символикой. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств; иконографический
облик его разнообразен: небесный дракон (рептилия+птица+ягуар) или антропоморфный – старик.
В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь,
вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Появляется множество
ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И.-Кавиль – олицетворение урожая, И.-Туль – плохих
дождей, портящих посевы, И.-Кинич-Ахав – солнца, И.-Каб – земли, И.-Кабуль – творец, создатель
мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в
единое целое. Ицамна становится творцом мира, изобретателем письменности, основателем жречества.
Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох.
Изображения Ицамна то в виде старика, то в зооморфном облике пронизано всё искусство
майя 1-13 вв. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны.
Он становится богом – покровителем правителей майяских городов-государств; атрибуты их
власти являются символом Ицамны.
Иш-Чель («радуга») – в мифологии майя богиня луны, покровительница
ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. К святилищам Иш-Чель
в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от
болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.
Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных
божеств. Ко времени испанского завоевания в нём слились легенды об историческом лице –
предводителе тольтеков (вторгшихся в 10в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором
Кетцалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования
майя в связанных с культом дождя облачных змеев. В результате синкретических процессов
Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты
Венеры, основателя нескольких царских династий и крупных городов; в частности считался
патроном династии Кокомов в городе Майяпан. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой
головой.
Теель-Кусам («с ногами ласточки») – в мифологии майя оракул. По сведениям
испанского хрониста Гомары (16в.), на острове Косумель находилось святилище, где стояла
полая глиняная статую Теель-Кусам с ногами в виде лап ласточки. Внутри её скрывался жрец,
изрекавший предсказания.
Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Первоначально Чак, очевидно,
был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее
стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Обычные атрибуты Чака – топор или
пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Чак мыслился как в единственном
числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой:
восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). В народных представлениях
упоминается множество Чаков. Аналогично Тлалокам Чак держит воду в тыквенном сосуде или
четырёх сосудах, расставленных по углам своего дома. Многочисленные Чаки живут в лесах,
пещерах, естественных колодцах (сенотах). Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских
майя.
Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов
преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять
слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился
миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они победили её
владык и освободили своего отца и дядю.
Эк-Чуах («чёрная звезда») – был богом
купечества, покровителем торговцев. Как и всякий торговец, у него за
спиной был рюкзак с товарами. Изображался он с толстыми губами,
очерченными вокруг неяркой красной краской. Потом он стал покровителем
какао и владельцев плантаций какао. В его честь устраивали церемонии в
месяце Муан. Связь между купечеством и какао прямая - в то время зёрна
какао являлись универсальной валютой (платёжным средством).
Юм-Кааш («владыка лесов») – молодой бог кукурузы, известен также под именем
Йум-Виила. Генетически восходит к «толстому богу». Изображался в виде юноши или подростка
с головой, переходящей в початок, или с волнистыми, зачёсанными наверх волосами, подобными
листьям маиса. Культ его был необычайно популярен.