Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально
это были местные божества, которые с ростом племенных и
государственных объединений
соединились в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов: плодородия и
воды, охотничьи боги, божества огня, звёзд и планет, смерти, войны и т.д. согласно
мифам майя,
вселенная, также как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. В индейских источниках
часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители
13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов - владык
подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре
вселенной, по майя, стоит древо мировое Сейба (корни дерева Сейба находились в подземном мире,
ствол - в среднем мире, а верхушка - в небесном или верхнем мире. По поверьям Майя все души
умерших людей поднимались или спускались по мировой оси - стволу дерева. На вершине Сейбы
сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. По поверьям одного из племен
майя считалось, что до начала существования всего живого на земле жил бог в форме дерева,
который однажды забеременел потенциальной жизнью. Потом этот бог стал цвести и созревший на
нём плод сорвался с него, раскололся на множество мелких кусочков, раскидав по земле всё,
что нынче существует. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее).
Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света – было четыре других
дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг).
С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы
(носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету,
связанному с той или иной стороной света. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке,
белые на севере и т.д. Каждая цветная троица правила годом. Важное значение в пантеоне майя
занимал молодой бог кукурузы, изображавшийся в виде юноши в головном уборе, напоминающем початок
кукурузы. Среди небесных божеств главным был владыка мира Ицамна, старик с беззубым ртом и
морщинистым лицом. Он творец мира, основатель жречества, изобретатель письменности. Большую роль
в майяском пантеоне играл бог огня, имевший облик старика с огромным разветвленным носом в виде
стилизованного знака огня. В классический период встречаются и антропоморфные его изображения.
Из других божеств - бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Очень
чёткий иконографический образ имел бог-носильщик: чёрные лицо и тело, особый глаз, торчащий нос
и отвисшая нижняя губа, на лбу у него повязка для ношения грузов и тюков. Из многочисленных
женских богинь главную роль играла "красная богиня", изображавшаяся с лапами хищного зверя и
змеёй вместо головного убора. Следует назвать также богиню луны, покровительницу ткачества,
медицинских знаний и деторождения Иш-Чель. Некоторые божества имели вид животных или птиц.
Особой сложностью отличались боги-ягуары, тесно связанные с ольмекской традицией, они имели
отношения к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам. Чёрный и красный ягуары были
связаны с богами дождя и сторонами света. В классический период ягуар, кроме того был, вероятно,
родовым богом династий нескольких городов-государств. Одним из самых сложных мифологических
образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). У поздних майя Кукулькан (как и
Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Помимо главных
божеств, имелось ещё множество местных, а также родовых богов, в число которых включались и
обожествлённые предки и герои.
Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Оно было как бы материальным и
существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности
земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев,
в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми».
Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Ход человеческого времени по
этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения,
которые сходились на земном уровне. Существовал и другой временной цикл – религиозный
(астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился
260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было
время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с
другом одновременно раз в 52 года. Считалось, что во время их пересечения наступают
катаклизмы и катастрофы для всего человечества, поэтому жертвоприношения были в эти
периоды особенно часты и обильны, чтобы только умиротворить богов и дать им новых и
свежих сил для продолжения их жизнедеятельности. По представлениям майя, вселенная уже
просуществовала 4 эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н.э. и должна
закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. Вся календарная система у майя
была настолько сложной насколько и стабильной. В данной системе есть слово, обозначающее
400 летний временной период, и даже можно было определить день на временном участке в 9
млн. лет.