Мелкие хурритские
царства стали возникать в начале 2 тысячелетия до н. э. Самым известным из
них было государство Митанни, (XVII — XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город
Вашшукканне. Наивысшего расцвета Митанни достигло в XV — XIV вв. до н. э. Митаннийская культура оказывала
долгое и сильное воздействие на культуру Сирии, малоазийских областей хеттского
царства, а также районов, лежащих к северо-востоку от Митанни, за Тигром. Цари
носили индоиранские имена; возможно, что «хурритизировавшаяся» династия
происходила с Иранского нагорья. Войско Митанни владело высокой техникой
коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило династии Митанни
объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские
(аморейско-аккадские) города-государства. В период расцвета Митанни стояло во
главе аморфного союза мелких царств и городов—государств, от побережья
Средиземного моря и гор Малоазийского Тавра до окраинных гор Ирана. В 3 — 2 тыс. до н. э. аккадцы и шумеры называли
государство хурритов — Субарту, а жителей — субареями.
В
1 тыс. до н. э. хурритские царства исчезают,
однако хурритские имена ещё употребляются в аккадских текстах. Затем остатки
хурритов, видимо, растворяются среди арамеев, урартов, армян, лувийцев, мидийцев. Занимающие ныне часть территории хурритов курды
не являются их прямыми потомками, в частности курдский язык является индоевропейским и происходит не от хурритского, а от мидийского языка. Поэтому не имеют ничего общего с
наукой попытки представить хуррито-урартские языки как «протокурдские», так как
хуррито-урартские языки не только не принадлежат к иранской группе
индоевропейской языковой семьи, но и не входят даже в ностратическую макросемью. Ссылка на наличие эргативного строя (частично это явление характерно и для
пушту) и некоторое количество общих изоглосс в хурритском и курдском слишком неубедительны, а
кроме того могут объясняться предполагаемым хурритским субстратом
Согласно мифопоэтичеким представлениям хурритов, мир делится на три сферы:
небо заселённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное
царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа») или
минувшие, древние боги. Хурритская мифология не знала единого пантеона. Более
известны локальные пантеоны: анатолийские (малоазийские), западносемитские,
митаннийские. При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби,
Тешуб, Аштаби, Нубидит, Кужух, Шимиге, Шавушка. Верховное божество
анатолийского пантеона — бог грозы Тешуб. Его спутники — быки Хурри
(букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и обожествлённые горы Намни. Во главе
женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Отцом всех богов считался Кумарби.
Наибольшее развитие в хурритской мифологии получили космо- и теогонические
мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским.