Throne of ice
Категории раздела
Шумерская мифология [18] Аккадская мифология [10] Ассирийская мифология [0] Хеттская мифология [4]
Финикийская мифология [0] Хурритская мифология [2]
Мини-чат
500
Наш опрос
В каком направлении вы видите развитие сайта
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мифология Ближнего Востока » Хеттская мифология

Хеттская мифология ч.2

Обширный полуостров Малая Азия, смыкавшийся с Закавказьем и Северной Месопотамией, был одним из ранних центров человеческой цивилизации, более древним, чем Египет и Месопотамия. Открытые в Малой Азии земледельческие поселения VIII—VII вв. до н. э. донесли до наших дней свидетельства существования развитой религии и религиозного искусства. В середине II тыс. до н. э. на этой же территории (современная Турция) сложилось могущественное Хеттское царство, соперничавшее с Египтом и Вавилоном. В своих договорах о разделе сфер влияния с фараонами Египта хеттские цари клялись тысячей богов. Имена этих богов стали известны из богатейшего архива клинописных текстов, обнаруженных в столице хеттов Хаттусас.

 

Хетты были могущественным народом индоевропейского происхождения, создавшим государственность раньше индоиранцев, эллинов, фракийцев, германцев, славян. В восточные пределы Хеттской державы входило Малоазиатское побережье Эгейского моря, населённое индоевропейскими народностями — карийцами, пеласгами, меонийцами. Город Илион (Троя), о судьбе которого повествуют эпические произведения эллинов «Илиада» и «Одиссея», входил в сферу хеттского влияния и назывался Виллуша.

 

Среди тысячи богов хеттов были боги города Неса — Пирва и Сиват, известные позднее и другим индоевропейским народам. Пирва — это славянский Перун, литовский Перкунас.

 

В имени бога Сиват даже неспециалист уловит основу «свет», от которой происходят имена многих индоевропейских богов. Имя хеттской богини луны Арма, согласно мифу упавшей с неба на рыночную площадь, соответствует названию луны у тохарцев — Ярм, а в других индоевропейских языках — слову со значением «мера», ибо луна была мерой времени и счёта. К хеттскому культу, подробное описание которого дают тексты из Хаттусаса, восходит погребальный ритуал, описанный в гомеровских поэмах, складывавшихся на пограничных с хеттами землях.

 

Однако хетты были завоевателями, подчинившими себе территорию с давней культурной и религиозной традицией. Поэтому их боги, общие для всех индоевропейцев, находятся на периферии религиозного мира, в котором господствуют боги и богини хаттов — народа, скорее всего родственного абхазам и адыгейцам, а также некоторым племенам Дагестана (нахам). Хетты переводили имена хаттских богов на свой язык или переиначивали их на свой лад. У хаттов существовали такие абстрактные понятия, связанные с религиозным миром, как «таува», «тупи» («страх», «ужас»). У хеттов существовали аналогичные понятия, их олицетворяли божества Нахшаратт и Веритема. Эти понятия, видимо через посредство хеттов, переходят и в греческую религиозную традицию, где у Гомера появляется та же пара богов — Деймос и Фобос (Ужас и Страх).

 

От хаттов к хеттам перешли главные их боги: бог солнца Эстан (ставший Эстанусом), бог плодородия Телепину (Телепинус), бог-кузнец Хасамили и многие другие. Бог Телепину вошёл также в греческую и этрусскую мифологии. Грекам он известен как герой Телеф, сын Геракла и Авги (дочери царя Аркадии Алея), вскормленный ланью. Именно Телеф указал грекам морской путь в Трою, но сам не принимал участия в её осаде. Уже один этот пример показывает, насколько глубоки хеттские корни в греческой религии и мифологии.

 

Огромное влияние на хеттов оказала религия соседнего с ними народа хурритов, хорошо известного ханаанеям и евреям. Собственно говоря, религия хурритов и известна главным образом по хеттским эпическим поэмам. Через хурритов к хеттам перешли почитание семитских богов Ану, Алалу, Эа, Никкаль и собственно хурритские боги Кумарби, Тешуб, Аштаби, Кужух, Шавушка и др.

 

Семитские и хурритские боги включены в развитую хеттскую космогоническую систему. По представлениям хурритов и хеттов, вселенная состояла из трёх сфер: верхней, небесной, населённой «богами верха»; сферы земли и сферы подземного царства, в которое загнаны после поражения в битве боги старшего поколения, или «боги минувшего» («боги низа»). В хеттской поэме «О царствовании на небесах» (середина И тыс. до н. э.) космогоническая схема развёртывается в образах богов семитского и хурритского происхождения, в красочном повествовании о борьбе за власть богов трёх поколений, сменяющих друг друга в небесном обиталище Куммии. В другом произведении — «Песне об Улликуме» — боги сообща борются за свержение пришельца, выросшего из камня до небес. Основной сюжет хеттской мифологии — борьба бога грозы со змеем Иллуянкой. В этой борьбе принимают участие и другие боги и герои. Миф имеет параллели в религиях индоевропейцев и семитов. Наряду с богами хетты почитали персонифицированные стихии, например океан Аруну, отца дочерей-рек, или такие абстрактные понятия, как Желание, Доля, Правда. Это также роднит хеттскую религию с религиями индоевропейских народов, прежде всего — греков и римлян.

Источник: http://relegere.org.ua/Bogi_Hettov
Категория: Хеттская мифология | Добавил: Ай-Рансаар (10.06.2009)
Просмотров: 1102 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024