Обширный полуостров
Малая Азия, смыкавшийся с Закавказьем и Северной Месопотамией, был
одним из ранних центров человеческой цивилизации, более древним, чем
Египет и Месопотамия. Открытые в Малой Азии земледельческие поселения
VIII—VII вв. до н. э. донесли до наших дней свидетельства существования
развитой религии и религиозного искусства. В середине II тыс. до н. э.
на этой же территории (современная Турция) сложилось могущественное
Хеттское царство, соперничавшее с Египтом и Вавилоном. В своих
договорах о разделе сфер влияния с фараонами Египта хеттские цари
клялись тысячей богов. Имена этих богов стали известны из богатейшего
архива клинописных текстов, обнаруженных в столице хеттов Хаттусас.
Хетты были
могущественным народом индоевропейского происхождения, создавшим
государственность раньше индоиранцев, эллинов, фракийцев, германцев,
славян. В восточные пределы Хеттской державы входило Малоазиатское
побережье Эгейского моря, населённое индоевропейскими народностями —
карийцами, пеласгами, меонийцами. Город Илион (Троя), о судьбе которого
повествуют эпические произведения эллинов «Илиада» и «Одиссея», входил
в сферу хеттского влияния и назывался Виллуша.
Среди тысячи богов
хеттов были боги города Неса — Пирва и Сиват, известные позднее и
другим индоевропейским народам. Пирва — это славянский Перун, литовский
Перкунас.
В имени бога Сиват
даже неспециалист уловит основу «свет», от которой происходят имена
многих индоевропейских богов. Имя хеттской богини луны Арма, согласно
мифу упавшей с неба на рыночную площадь, соответствует названию луны у
тохарцев — Ярм, а в других индоевропейских языках — слову со значением
«мера», ибо луна была мерой времени и счёта. К хеттскому культу,
подробное описание которого дают тексты из Хаттусаса, восходит
погребальный ритуал, описанный в гомеровских поэмах, складывавшихся на
пограничных с хеттами землях.
Однако хетты были
завоевателями, подчинившими себе территорию с давней культурной и
религиозной традицией. Поэтому их боги, общие для всех индоевропейцев,
находятся на периферии религиозного мира, в котором господствуют боги и
богини хаттов — народа, скорее всего родственного абхазам и адыгейцам,
а также некоторым племенам Дагестана (нахам). Хетты переводили имена
хаттских богов на свой язык или переиначивали их на свой лад. У хаттов
существовали такие абстрактные понятия, связанные с религиозным миром,
как «таува», «тупи» («страх», «ужас»). У хеттов существовали
аналогичные понятия, их олицетворяли божества Нахшаратт и Веритема. Эти
понятия, видимо через посредство хеттов, переходят и в греческую
религиозную традицию, где у Гомера появляется та же пара богов — Деймос
и Фобос (Ужас и Страх).
От хаттов к хеттам
перешли главные их боги: бог солнца Эстан (ставший Эстанусом), бог
плодородия Телепину (Телепинус), бог-кузнец Хасамили и многие другие.
Бог Телепину вошёл также в греческую и этрусскую мифологии. Грекам он
известен как герой Телеф, сын Геракла и Авги (дочери царя Аркадии
Алея), вскормленный ланью. Именно Телеф указал грекам морской путь в
Трою, но сам не принимал участия в её осаде. Уже один этот пример
показывает, насколько глубоки хеттские корни в греческой религии и
мифологии.
Огромное влияние на
хеттов оказала религия соседнего с ними народа хурритов, хорошо
известного ханаанеям и евреям. Собственно говоря, религия хурритов и
известна главным образом по хеттским эпическим поэмам. Через хурритов к
хеттам перешли почитание семитских богов Ану, Алалу, Эа, Никкаль и
собственно хурритские боги Кумарби, Тешуб, Аштаби, Кужух, Шавушка и др.
Семитские и
хурритские боги включены в развитую хеттскую космогоническую систему.
По представлениям хурритов и хеттов, вселенная состояла из трёх сфер:
верхней, небесной, населённой «богами верха»; сферы земли и сферы
подземного царства, в которое загнаны после поражения в битве боги
старшего поколения, или «боги минувшего» («боги низа»). В хеттской
поэме «О царствовании на небесах» (середина И тыс. до н. э.)
космогоническая схема развёртывается в образах богов семитского и
хурритского происхождения, в красочном повествовании о борьбе за власть
богов трёх поколений, сменяющих друг друга в небесном обиталище Куммии.
В другом произведении — «Песне об Улликуме» — боги сообща борются за
свержение пришельца, выросшего из камня до небес. Основной сюжет
хеттской мифологии — борьба бога грозы со змеем Иллуянкой. В этой
борьбе принимают участие и другие боги и герои. Миф имеет параллели в
религиях индоевропейцев и семитов. Наряду с богами хетты почитали
персонифицированные стихии, например океан Аруну, отца дочерей-рек, или
такие абстрактные понятия, как Желание, Доля, Правда. Это также роднит
хеттскую религию с религиями индоевропейских народов, прежде всего —
греков и римлян.
Источник: http://relegere.org.ua/Bogi_Hettov |