Миф об Улликумми
Мотив этого мифа
хорошо знаком - соперничество между старшими и
младшими богами.
В небесном городе Кумми царствовал бог АЛАЛУ. Ану
в те времена прислуживал ему, но через девять
небесных лет изгнал Алалу и стал царить сам.
Прислуживал ему КУМАРБИ, отец бога грозы, солнца,
луны и ИШТАР. Хорошо сохранившийся фрагмент
текста начинается с рассказа о том, как Кумарби
задумал сотворить соперника бога грозы. Он
посылает к Морю своего гонца ИМБАЛУРИ, чтобы
получить добрый совет. Море зовет Кумарби в гости
и устраивает по этому случаю пир.
В результате не вполне ясных событий у Кумарби
рождается сын, видимо, от богини земли. Этому сыну
дают имя УЛЛИКУММИ, и оно впрямую связано с
предназначением ребенка, поскольку переводится
"разрушитель Кум-ми". Для того чтобы ребенок
вырос в безопасном месте, его отсылают к
божествам ИРШИРРАМ (вероятно, богам преисподней),
чтобы они растили его в стране мрака, поместив на
правое плечо УБЕЛЛУРИ - бога, который, подобно
Атласу или Атланту, держит на своих плечах мир.
Ребенок в день вырастал на несколько локтей и в
конце концов достиг самих небес. Жена бога грозы
Хебат в страхе бежит из своего храма и просит о
помощи мужа. На совете богов ЭЙЯ вопрошает,
отчего позволили вырасти такому чудовищу, а
потом отправляется к Убеллури, который и сам не
знает о вызванных им неприятностях. Эйя
обращается к старшим богам и просит их принести
древний нож, которым некогда отделяли небо от
земли. Строго говоря, это не нож, а пила, поскольку
говорится: "А теперь Улликумми от подножья
пилою отпилим, подпилим соперника богов,
которого породил Кумарби".
Затем Эйя сообщает перепуганным богам, что
покалечил Улликумми.... и далее текст обрывается.
Однако из других источников понятно, что угрозу,
существовавшую в виде Улликумми, удалось
устранить. Исследователи сравнивают историю об
Улликумми с тем местом из книги пророка Даниила,
где описывается уничтожение истукана
Навуходоносора.
В этом же мифе есть вариант рассказа об
уничтожении рода людского, точнее, о попытке
уничтожения.
Некогда Кумарби собрал богов на Куммию и объявил
о своем решении уничтожить род людской. Против
этот выступил Эйя, заявивший, что если истребить
людей, то некому будет приносить богам жертвы, не
станет священных пиров, забудется вкус хлеба и
сладостей. Богу грозы, царю богов, придется
самому браться за плуг, чтобы добыть пропитание.
Иштаб и Хебат придется оставить свои забавы и,
взявшись за жернова, молоть муку.
В конце Эйя персонально обращается к Кумарби,
прямо требуя не творить людям зла, утверждая, что,
если люди не станут собирать зерно, сам верховный
бог будет щелкать зубами, как голодный волк, в
храмах настанет запустение и не будет радости ни
на земле, ни на небесах.