Аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология. С глубокой древности
восточные семиты — аккадцы, занимавшие северную часть нижнего Двуречья,
были соседями шумерийцев и находились под сильным шумерским влиянием. Во
2-й половине 3-го тысячелетия до н. э. аккадцы утверждаются
и на юге Двуречья, чему способствовало объединение Двуречья правителем города
Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позднее, с возвышением
Вавилона, эта территория стала называться Вавилонией). История Двуречья во
2-м тысячелетии до н. э. — это уже история семитских
народов. Однако слияние шумерского и аккадского народов происходило постепенно,
вытеснение шумерского языка аккадским (вавилоно-ассирийским) не означало
полного уничтожения шумерской культуры и замены её новой, семитской.
Ни одного раннего чисто семитского культа на территории Двуречья до сих пор
не обнаружено. Все известные нам аккадские боги — шумерского происхождения
или с давних пор отождествлены с шумерскими. Так, аккадский бог солнца Шамаш
отождествился с шумерским Уту, богиня Иштар — с Инанной и рядом других
шумерских богинь, бог бури Адад — с Ишкуром и т. д. Бог Энлиль
получает семитский эпитет Бел, «владыка». С возвышением Вавилона всё
большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук, но и это имя по своему происхождению
шумерское.
Аккадские мифологические тексты старовавилонского времени известны гораздо
меньше, чем шумерские; ни один текст не дошёл полностью. Все главные источники
по аккадской мифологии относятся ко 2—1-му тысячелетию до н. э.,
то есть ко времени после старовавилонского периода.
Если о шумерской космогонии и теогонии сохранились весьма отрывочные
сведения, то вавилонское космогоническое учение представлено большой
космогонической поэмой-эпосом «Энума элиш» (по первым словам поэмы —
«Когда вверху»; наиболее ранняя версия датируется началом X в.
до н. э.). Поэма отводит главную роль в сотворении мира Мардуку,
который постепенно занимает главное место в пантеоне 2-го тысячелетия, а к
концу старовавилонского периода получает всеобщее признание и вне Вавилона
(изложение космогонического мифа см. в статье Абзу и Мардук).
В сравнении с шумерскими представлениями о мироздании новым в
космогонической части поэмы является представление о последовательных
поколениях богов, из которых каждое превосходит предыдущее, о теомахии —
сражении старых и новых богов и унифицирование многих божественных образов
созидателей в один. Идея поэмы — в оправдании возвеличивания Мардука, цель
создания её — доказать и показать, что Мардук — прямой и законный
наследник древних могучих сил, в том числе и шумерских божеств. «Исконные»
шумерские боги оказываются при этом молодыми наследниками более древних сил,
которые они сокрушают. Он получает власть не только на основании законной
преемственности, но и по праву сильнейшего, поэтому тема борьбы и
насильственного свержения древних сил является лейтмотивом сказания. Черты
Энки-Эйя, как и других богов, перенесены на Мардука, но Эйя делается отцом
«владыки богов» и его советником.
В ашшурской версии поэмы (конец 2-го тысячелетия
до н. э.) Мардука заменяет Ашшур, главный бог города Ашшур и центральное
божество ассирийского пантеона. Это стало проявлением общей тенденции к
унификации и к монотеизму, точнее — монолатрии, выражающейся в стремлении
выделить основного бога и коренящейся не только в идеологической, но и в
общественно-политической ситуации 1-го тысячелетия до н. э. Ряд
космологических мотивов «Энума элиш» дошёл до нас в греческих переложениях
вавилонского жреца IV—III вв. до н. э. Бероса (через Полигистора
и Евсебия), а также греческого писателя VI в. н. э. Дамаския. У
Дамаския присутствует ряд поколений богов: Тауте и Апасон и сын их Мумие
(Тиамат, Апсу, Мумму), а также Лахе и Лахос, Киссар и Ассорос (Лахму и Лахаму,
Аншар и Кишар), их дети Анос, Иллинос, Аос (Ану, Энлиль, Эйя). Аос и Дауке (то
есть богиня Дамкина) создают бога-демиурга Бела (Мардука). У Бероса владычицей,
соответствующей Тиамат, является некая Оморка («море»), которая господствует
над тьмой и водами и описание которой напоминает описание злобных вавилонских
демонов. Бог Бел её разрубает, создаёт небо и землю, организует мировой порядок
и приказывает отрубить голову одному из богов, чтобы из его крови и земли
создать людей и животных.
Мифы о сотворении мира и рода людского в вавилонской литературе и мифографии
связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о
разрушении вселенной. Как и в шумерских памятниках, в вавилонских сказаниях
подчёркивается, что причина бедствий — злоба богов, их желание уменьшить
число всё растущего и надоедающего богам своим шумом рода человеческого.
Бедствия воспринимаются не как законное возмездие за людские грехи, но как злой
каприз божества.
Миф о потопе, в основу которого, по всем данным, легло шумерское сказание о
Зиусудре, дошёл в виде мифа об Атрахасисе и рассказа о потопе, вставленного в
эпос о Гильгамеше (и мало отличающегося от первого), а также сохранился в
греческой передаче Бероса. О наказании людей рассказывает и миф о боге чумы Эрре, обманным путём отбирающем власть у
Мардука. Этот текст проливает свет на вавилонскую теологическую концепцию
некоего физического и духовного равновесия мира, зависящего от присутствия на
своём месте законного владельца (ср. шумеро-аккадский мотив равновесия между
миром живых и мёртвых). Традиционным для Двуречья (ещё с шумерского периода)
является и представление о связи божества со своей статуей: покидая страну и
статую, бог тем самым меняет местожительство. Это совершает Мардук, и стране
наносится ущерб, а для вселенной создаётся угроза гибели. Характерно, что во
всех эпосах об уничтожении человечества главное бедствие — потоп, вызвано
не наводнением с моря, но дождевой бурей. С этим связана и значительная
роль богов бури и ураганов в космогонии Двуречья, особенно северного. Кроме
специальных богов ветра и грозы, бури (главный аккадский бог — Адад),
ветры были сферой деятельности различных богов и демонов. Так, по традиции, им,
вероятно, был и верховный шумерский бог Энлиль [дословное значение имени —
«господин (дыхание) ветра», или «владыка-ветер»], хотя в основном он бог
воздуха в широком смысле слова. Но всё же Энлиль владел разрушительными бурями,
которыми он уничтожал врагов и ненавистные ему города. Сыновья Энлиля —
Нинурта и Нингирсу, также связаны с бурей. Как божества, во всяком случае как
персонифицированные высшие силы, воспринимались ветры четырёх сторон (особенно
важную роль играл южный ветер — ср. миф об Адапе или о борьбе с Анзу, где
южный ветер — помощник Нинурты).
Вавилонское сказание о сотворении мира, сюжет которого был построен вокруг
личности могучего божества, эпическая разработка эпизодов, повествующих о
сражении бога-героя с чудовищем — олицетворением стихии, дало начало теме
бога-героя в вавилонской эпико-мифологической литературе (а не героя-смертного,
как в шумерской литературе).
Мотив таблиц судеб связан с шумерскими представлениями о ме. По аккадским понятиям, таблицы судеб
определяли движение мира и мировых событий. Обладание ими обеспечивало мировое
господство (ср. «Энума элиш», где ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу
и, наконец, Мардук). Писец таблиц судеб — бог писцового искусства и сын
Мардука Набу — также иногда воспринимался как их обладатель. Таблицы
писали и в подземном мире (писец — богиня Белет-цери); видимо, это была
фиксация смертных приговоров, а также имена мёртвых.
Если число богов-героев в вавилонской мифологической литературе по сравнению
с шумерской преобладает, то о героях-смертных, кроме эпоса об Атрахасисе,
известны только сказание (явно шумерского происхождения) об Этане — герое, попытавшемся взлететь на
орле на небо, и сравнительно поздний рассказ об Адапе — мудреце, осмелившемся «обломать
крылья» ветру и вызвать гнев бога неба Ана, но упустившем возможность добыть
бессмертие, и знаменитый эпос о Гильгамеше — не простое повторение
шумерских сказаний о герое, а произведение, отразившее сложную
мировоззренческую эволюцию, которую вместе с вавилонским обществом проделали
герои шумерских произведений. Лейтмотив эпических произведений вавилонской
литературы — недостижение человеком участи богов, несмотря на все его
стремления, тщетность человеческих усилий в попытке получить бессмертие.
Монархически-государственный, а не общинный (как в шумерской мифологии)
характер официальной вавилонской религии, равно как и подавление общественной
жизни населения, приводит к тому, что черты архаической религиозно-магической
практики постепенно подавляются. Со временем всё большую роль начинают играть
«личные» боги. Представление о личном боге каждого человека, который облегчает
ему доступ к великим богам и вводит его к ним, возникает (или, во всяком
случае, распространяется) со времени III династии Ура и в старовавилонском
периоде. На рельефах и печатях этого времени часты сцены, изображающие, как
божество-покровитель ведёт человека к верховному богу для определения ему
судьбы и для получения благословения. В период III династии Ура,
когда царя рассматривали как защитника-хранителя своей страны, он принимал
некоторые функции бога-защитника (особенно обожествлённый царь). Считалось, что
с потерей своего бога-защитника человек становился беззащитным перед злобным
своеволием великих богов, легко мог подвергнуться нападению злых демонов. Кроме
личного бога, который должен был прежде всего принести удачу своему
покровительствуемому, и личной богини, олицетворявшей его жизненную «долю»,
каждый человек имел ещё своего шеду (ср. шумер, алад) — антропоморфизированную или
зооморфизированную жизненную силу. Кроме этих защитников, у жителя Вавилонии во
2—1-м тысячелетии до н. э. появляется и своя личная
хранительница — ламассу, носительница его личности, возможно, связанная с
культом плаценты. «Имя» человека или его «слава» (шуму) тоже рассматривались
как материальная субстанция, без которой немыслимо его существование и которая
передавалась его наследникам. Напротив, «душа» (напишту) — что-то
безличное, она отождествлялась то с дыханием, то с кровью. Личные
боги-хранители противостояли злу и были как бы антиподами злых сил, окружающих
человека. Среди них — львиноголовая Ламашту, поднимающаяся из подземного
мира и ведущая за собой всевозможные болезни, сами злые духи болезней,
призраки, озлобленные тени мёртвых, не получающие жертв, разного рода служебные
духи подземного царства (утукки, асакки, этимме, галле, галле лемнути —
«черти злые», и т. д.), бог-судьба Намтар, приходящий к человеку в час его
смерти, ночные духи-инкубы лилу, посещающие женщин, суккубы лилит (лилиту),
овладевающие мужчинами, и др. Сложнейшая система демонологических
представлений, сложившаяся в вавилонской мифологии (и не засвидетельствованная
в шумерских памятниках), получила отражение и в изобразительном искусстве.
Общая структура пантеона, сложение которой относится ещё к III династии
Ура, в основном остаётся без особых перемен в течение всей эпохи древности. Во
главе всего мира официально стоит триада Ану, Энлиль и Эйя, окружённые советом
из семи или двенадцати «великих богов», определяющих «доли» (шимату) всего на
свете. Все боги мыслятся разделёнными на две родовые группы — игигов и
ануннаков, боги земли и подземного мира, как правило, относятся к числу последних,
хотя и среди небесных богов также есть боги-ануннаки. В преисподней,
однако, правит уже не столько Эрешкигаль, сколько её супруг Нергал, подчинивший
свою супругу, что соответствует общему уменьшению роли женских божеств в
вавилонской мифологии, низведённых, как правило, почти исключительно до
положения безличных супруг своих божественных мужей (по существу, особое
значение сохраняют лишь богиня врачевания Гула и Иштар, хотя, судя по эпосу о
Гильгамеше, и её положение оказывается под угрозой). Но шаги в направлении
определённой монолатрии, проявившиеся в усилении культа Мардука, который
монополизировал к концу 2-го тысячелетия почти все области божественной
деятельности и власти, делаются и дальше. В единый образ «владыки» —
Бела сливаются Энлиль и Мардук (в Ассирии — Энлиль и Ашшур).
В 1-м тысячелетии до н. э. Мардука в ряде центров
постепенно начинает вытеснять его сын, бог писцового искусства Набу, который
имеет тенденцию к тому, чтобы стать общевавилонским божеством. Свойствами
одного бога наделяются другие божества, и качества одного бога определяются при
помощи качеств других богов. Это ещё один путь к созданию образа единого
всемогущего и всесильного божества чисто абстрактным способом.
Памятники (в основном 1-го тысячелетия) дают возможность реконструировать
общую систему космогонических воззрений вавилонских теологов, хотя нет полной
уверенности в том, что подобная унификация самими вавилонянами была
осуществлена. Микрокосм представляется отражением макрокосма — «низ»
(земля) — как бы отражением «верха» (небес). Вся вселенная как бы плавает
в мировом океане, земля уподобляется большому перевёрнутому круглому челну, а
небо — твёрдому полусводу (куполу), накрывающему мир. Всё небесное
пространство делится на несколько частей: «верхнее небо Ану», «среднее небо»,
принадлежащее игигам, в центре которого находилась лазуритовая целла Мардука, и
«нижнее небо», уже видимое людям, на котором расположены звёзды. Все небеса
сделаны из разных пород камня, например «нижнее небо» — из синей яшмы; над
этими тремя небесами помещается ещё четыре неба. Небо, как здание, покоится на
основании, прикреплённом к небесному океану колышками и, подобно земному
дворцу, защищённом от воды крепостным валом. Самая высокая часть небесного
свода носит название «середина небес». Внешняя сторона купола («внутренность
небес») излучает свет; это то пространство, где скрывается луна — Син во
время своей трёхдневной отлучки и где солнце — Шамаш проводит ночь. На
востоке находится «гора восхода», на западе — «гора заката», которые заперты
на замок. Каждое утро Шамаш открывает «гору восхода», отправляется в путь по
небу, а вечером через «гору заката» скрывается во «внутренности небес». Звёзды
на небесном своде — это «образы» или «письмена», и каждой из них
определено твёрдое место, чтобы ни одна «не сбилась со своего пути». Земной
географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек,
городов, храмов — существуют на небе в виде звёзд, земные предметы являют
собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения.
Так, небесный храм примерно вдвое больше земного. План Ниневии первоначально
был вычерчен на небесах и существовал издревле. В одном созвездии
расположен небесный Тигр, в другом — небесный Евфрат. Каждому городу
соответствует определённое созвездие: Сиппару — созвездие Рака, Вавилону,
Ниппуру — другие, чьи названия не идентифицированы с современными. На
страны разделены и солнце и месяц: на правой стороне месяца — Аккад, на
левой — Элам, верхняя часть месяца — Амурру (амореи), нижняя часть —
страна Субарту. Под небесным сводом лежит (как перевёрнутая лодка) «ки» —
земля, которая также разделена на несколько ярусов. В верхней части живут
люди, в средней части — владения бога Эйя (океан пресной воды или
подпочвенных вод), в нижней части — владения богов земли, ануннаков, и
подземное царство. По другим воззрениям, семи небесам соответствуют семь
земель, но об их точном членении и расположении ничего не известно. Чтобы
укрепить землю, её привязали к небу верёвками и закрепили колышками. Эти верёвки-канаты —
Млечный путь. Верхняя земля, как известно, принадлежит богу Энлилю. Его храм
Экур («дом горы») и одна из центральных его частей — Дуранки («связь небес
и земли») символизируют строение мира.
Таким образом, в религиозно-мифологических воззрениях народов Двуречья
намечается известная эволюция. Если шумерская религиозно-мифологическая система
может быть определена как основанная в первую очередь на общинных культах, то в
вавилонской системе видно явное стремление к монолатрии и к более индивидуальному
общению с божеством. От весьма архаических представлений намечается переход к
развитой религиозно-мифологической системе, а через неё — к области
религиозно-этических воззрений, в какой бы зачаточной форме они ни были
выражены.