Шумерская мифология. Шумерийцы — племена неизвестного
происхождения, в конце 4-го тысячелетия до н. э. освоили долину Тигра
и Евфрата и образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период
истории Двуречья охватывает около полутора тысяч лет, он завершается в конце
3 — начале 2-го тысячелетия до н. э. так называемой
III династией города Ура и династиями Исина и Ларсы, из которых последняя
была уже только частично шумерской. Ко времени образования первых
шумерских городов-государств, видимо, сформировалось представление об
антропоморфном божестве. Божества — покровители общины являлись в первую
очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми
соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся
(сначала нерегулярно) с функциями верховного жреца. Из первых письменных
источников (самые ранние пиктографические тексты так называемого периода
Урук III — Джемдет-Наср датируются концом 4 — началом 3-го
тысячелетия) известны имена (или символы) богов Инан-ны, Энлиля и др., а
со времени так называемого периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и Фары
(Шуруппака) XXVII—XXVI вв. — теофорные имена и наиболее древний
список богов (так называемый «список А»). Самые ранние собственно
мифологические литературные тексты — гимны богам, списки пословиц,
изложение некоторых мифов (например, об Энлиле) восходят также к периоду Фары и
происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. От времени правления лагашского
правителя Гудеи (около XXII в. до н. э.) дошли строительные надписи,
дающие важный материал, касающийся культа и мифологии (описание обновления
главного храма города Лагаш Энинну — «храма пятидесяти» для Нингирсу,
бога-покровителя города). Но главная масса шумерских текстов
мифологического содержания (литературных, учебных, собственно мифологических
и др., так или иначе связанных с мифом) относится к концу 3 — началу
2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду — времени,
когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему
преподавания на нём. Таким образом, ко времени появления письменности в
Двуречье (конец 4-го тысячелетия до н. э.) здесь зафиксирована
определённая система мифологических представлений. Но в каждом
городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя
жреческая традиция. До конца 3-го тысячелетия до н. э. не было
единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских
божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей»,
бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового
океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду(г), древнейшего
культурного центра Шумера; Ан, бог неба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества
города Урук, возвысившегося в конце 4 — начале 3-го тысячелетия
до н. э.; Нанна, лунный бог. почитавшийся в Уре;
бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее
отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из
Фары (около XXVI в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов
раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.
Древние шумерские божества, в том числе и астральные боги, сохраняли функцию
божества плодородия, которое мыслилось как бог-покровитель отдельной общины.
Один из наиболее типичных образов — образ богини-матери (в иконографии с ней иногда
связывают изображения женщины с ребёнком на руках), которая почиталась под
разными именами: Дамгаль-нуна, Нинхурсаг, Нинмах (Мах), Нин-ту, Мама, Мами. Аккадские
варианты образа богини-матери — Белетили («владычица богов»), та же Мами
(имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру —
создательница людей в ассирийских и нововавилонских мифах, а в эпосе о
Гильгамеше — «дикого» человека (символ первочеловека) Энкиду. Не
исключено, что с образом богини-матери связаны и богини-покровительницы
городов: так, шумерские богини Бау и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать
всех городов».
В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом.
В культовых песнях из Ура (конец 3-го тысячелетия до н. э.)
говорится о любви жрицы «лукур» (одна из значительных жреческих категорий) к
царю Шу-Суэну и подчёркивается священный и официальный характер их соединения.
Гимны обожествлённым царям III династии Ура и I династии Исина также
показывают, что между царём (одновременно и верховным жрецом «эном») и
верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в котором царь
представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица — богини Инанны.
Содержание произведений (составляющих единый цикл «Инанна — Думузи»)
включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы героев-богов, нисхождения богини в
подземное царство («страну без возврата») и замену её героем, гибели героя и
плача по нему и возвращения (на ограниченное время, но, видимо, периодически)
героя на землю (изложение мифов см. в статье Инанна). Все произведения цикла оказываются
преддверием драмы-действа, составлявшей основу ритуала и образно воплощавшей
метафору «жизнь — смерть — жизнь». Многочисленность вариантов мифа,
равно как и образов уходящих (гибнущих) и возвращающихся божеств (каким в
данном случае выступает Думузи), связана, как и в случае с богиней-матерью, с
разъединённостью шумерских общин и с самой метафорой «жизнь —
смерть — жизнь», всё время меняющей свой облик, но постоянной и неизменной
в своём обновлении. Более специфична идея замены, лейтмотивом проходящая через
все мифы, связанные со спуском в подземное царство. В мифе об Энлиле и
Нинлиль в роли умирающего (уходящего) и воскресающего (возвращающегося)
божества выступает покровитель общины Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой
овладевший Нинлиль, изгнанный за это богами в подземный мир, но сумевший его
покинуть, оставив вместо себя, жены и сына «заместителей». По форме требование
«за голову — голову» выглядит юридической уловкой, попыткой обойти закон,
незыблемый для любого, кто вошёл в «страну без возврата». Но в нём звучит и
идея некоего равновесия, стремления к гармонии между миром живых и мёртвых.
В аккадском тексте о нисхождении Иштар (соответствует шумерской Инанне), равно
как и в аккадском же эпосе об Эрре, боге чумы, эта идея сформулирована более
отчётливо: Иштар перед воротами «страны без возврата» грозится в случае, если
её не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих живых», и тогда «более живых
умножатся мёртвые», и угроза действует.
Мифы, имеющие отношение к культу плодородия, дают сведения о представлениях
шумерийцев о подземном царстве. О местонахождении подземного царства (шумер. Кур, Ки-галь, Эден, Иригаль, Арали, вторичное
название — кур-ну-ги, «страна без возврата»; аккадские параллели к этим
терминам — эрцету, церу) чёткого представления нет. Туда не только
спускаются, но и «проваливаются»; границей подземного царства служит подземная
река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят
через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети.
Участь мёртвых под землёй тяжела. Хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона
(питьём могут служить и помои). Подземный мир тёмен, полон пыли, его обитатели,
«как птицы, одеты одеждою крыльев». Представления о «ниве душ» нет, как нет и
сведений о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам
морали. Сносной жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются души, по
которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в
бою и многодетные. Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства,
выносят только смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу
женщина-писец подземного царства Гештинанна (у аккадцев — Белет-цери).
В числе предков — жителей подземного мира — многие легендарные
герои и исторические деятели, например Гильгамеш, бог Сумукан, основатель
III династии Ура Ур-Намму. Непогребённые души мёртвых возвращаются на
землю и приносят беду, погребённые переправляются через «реку, которая отделяет
от людей» и является границей между миром живых и миром мёртвых. Реку
пересекает лодка с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби или демоном
Хумут-Табалом.
Собственно космогонические шумерские мифы неизвестны. В тексте «Гильгамеш,
Энкиду и подземный мир» говорится, что некие события происходили в то время,
«когда небеса отделились от земли, когда Ан забрал себе небо, а Энлиль землю,
когда Эрешкигаль подарили Куру». В мифе о мотыге и топоре говорится, что
землю от небес отделил Энлиль, миф о Лахар и Ашнан, богинях скота и зерна, описывает
ещё слитное состояние земли и небес («гора небес и земли»), которым, по всей
видимости, ведал Ан. Миф «Энки и Нинхурсаг» рассказывает об острове Тильмун как о первозданном рае.
О сотворении людей дошло несколько мифов, но полностью самостоятелен из них
лишь один — об Энки и Нинмах. Энки и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана, и привлекают к
процессу создания богиню Намму — «мать, давшую жизнь всем богам». Цель
создания человека — трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот,
собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда человек изготовлен, боги
определяют ему судьбу и устраивают по этому случаю пир. На пиру захмелевшие
Энки и Нинмах начинают снова лепить людей, но у них получаются уроды: женщина,
неспособная рожать, существо, лишённое пола, и т. д. В мифе о богинях
скота и зерна необходимость создания человека объясняется тем, что появившиеся
до него боги ануннаки не умеют вести никакого хозяйства. Неоднократно
проскальзывает представление, что раньше люди росли под землёй, как трава.
В мифе о мотыге Энлиль проделывает мотыгой дыру в земле и оттуда выходят
люди. Этот же мотив звучит во введении к гимну городу Эреду(г).
Много мифов посвящено созданию и рождению богов. Широко представлены в
шумерской мифологии культурные герои. Творцами-демиургами выступают
в основном Энлиль и Энки. Согласно разным текстам богиня
Нин-каси — зачинательница пивоварения, богиня Утту — ткацкого
ремесла, Энлиль — создатель колеса, зерна; садоводство — изобретение
садовника Шукалитудды. Некий архаический царь Энмедуранки объявляется
изобретателем разных форм предсказания будущего, в том числе предсказаний при
помощи излияния масла. Изобретатель арфы — некий Нингаль-Папригаль,
эпические герои Энмеркар и Гильгамеш — создатели градостроения, а
Энмеркар — ещё и письменности.
Эсхатологическая линия (хотя и не в прямом смысле слова) отражена в мифах о
потопе (см. в статье Зиусудра) и о «гневе Инанны».
В шумерской мифологии сохранилось крайне мало рассказов о борьбе богов
с чудовищами, уничтожении стихийных сил и т. д. [пока известно только два
таких сказания — о борьбе бога Нинурты (вариант — Нингир-су) со злым
демоном Асагом и о борьбе богини Инанны с чудовищем Эбих]. Такие сражения в
большинстве случаев — удел героической личности, обожествлённого царя,
тогда как большинство деяний богов связано с их ролью божеств плодородия
(наиболее архаичный момент) и носителей культуры (наиболее поздний момент).
Функциональной амбивалентности образа соответствует внешняя характеристика
персонажей: эти всесильные, всемогущие боги, творцы всего живого на земле, злы,
грубы, жестоки, их решения часто объясняются капризами, пьянством,
распущенностью, в их облике могут быть подчёркнуты бытовые непривлекательные
черты (грязь под ногтями, выкрашенными в красный цвет, у Энки, растрёпанные
волосы Эрешкигаль и т. д.). Разнообразна и степень активности и
пассивности каждого божества. Так, наиболее живыми оказываются Инанна, Энки,
Нинхурсаг, Думузи, некоторые второстепенные божества. Самый пассивный
бог — «отец богов» Ан. Образы Энки, Инанны и отчасти Энлиля сопоставимы с
образами богов-демиургов, «носителей культуры», в чьих характеристиках
подчёркиваются элементы комизма, богами первобытных культов, живущими на земле,
среди людей, чей культ и вытесняет культ «высшего существа». Но при этом
никаких следов «тео-махии» — борьбы старых и новых поколений богов —
в шумерской мифологии не обнаружено. Один канонический текст старовавилонского
времени начинается с перечисления 50 пар богов, предшествовавших Ану: их
имена образованы по схеме: «владыка (владычица) того-то». Среди них назван один
из древнейших, судя по некоторым данным, богов Энмешарра («господин всех ме»).
Из источника ещё более позднего времени (новоассирийского заклинания 1-го
тысячелетия до н. э.) мы узнаём, что Энмешарра — «тот, кто
передал Ану и Энлилю скипетр и господство». В шумерской мифологии это
божество хтоническое, но нет никаких свидетельств, что в подземное царство
Энмешарра был низвергнут насильственно.
Из героических сказаний до нас дошли только сказания урукского цикла.
Героями сказаний являются три правивших последовательно царя Урука: Энмеркар, сын Мескингашера, легендарного основателя
I династии Урука (XXVII—XXVI вв. до н. э.; по преданию,
династия вела своё начало от бога солнца Уту, чьим сыном считался
Мескин-гашер); Лугальбанда, четвёртый правитель династии, отец
(а возможно, родовой бог) Гильгамеша, наиболее популярного героя шумерской
и аккадской литературы.
Единой для произведений урукского цикла внешней линией является тема связей
Урука с окружающим миром и мотив странствия (путешествия) героев. Тема
путешествия героя в чужеземную страну и испытание его моральной и физической
силы в соединении с мотивами волшебных даров и волшебного помощника не только
показывает степень мифологизации произведения, составленного как
героико-исторический памятник, но позволяет вскрыть и стадиально ранние мотивы,
связанные с обрядами инициации. Связь этих мотивов в произведениях,
последовательность чисто мифологического уровня изложения сближает шумерские
памятники с волшебной сказкой.
В ранних списках богов из Фары герои Лугальбанда и Гильгамеш приписаны
к богам; в более поздних текстах они появляются как боги подземного мира. Между
тем в эпосе урукского цикла Гильгамеш, Лугальбанда, Энмеркар, хотя и обладают
мифоэпическими и сказочными чертами, выступают как реальные цари —
правители Урука. Их имена фигурируют и в так называемом «царском списке»,
составленном в период III династии Ура (видимо, около
2100 до н. э.) (все династии, упомянутые в списке, делятся на
«допотопные» и правившие «после потопа», царям, особенно допотопного периода,
приписывается мифическое число лет правления: Мескингашеру, основателю династии
Урука, «сыну бога солнца», 325 лет, Энмеркару 420 лет, Гильгамешу,
который назван сыном демона лилу, 126 лет). Эпическая и внеэпическая
традиция Двуречья имеет, таким образом, единое общее направление —
представление об историчности главных мифоэпических героев. Можно допустить,
что Лугальбанда и Гильгамеш были обожествлены посмертно, как герои. Иначе
обстояло дело с начала староаккадского периода. Первым правителем, объявившим
себя ещё при жизни «богом-покровителем Аккада», был аккадский царь
XXIII в. до н. э. Нарам-Суэн; в период III династии Ура
культовое почитание правителя достигло апогея.
Характерное для многих мифологических систем развитие эпической традиции из
мифов о культурных героях на шумерской почве, как правило, не имело места. Мифы
о богах-изобретателях представляли собой в основном сравнительно поздние
произведения. Эти мифы не столько коренились в традиции или исторической памяти
народа, сколько были разработаны методами концептуального спекулятивного
мышления, что видно из искусственного образования имён многих второстепенных
богов — «деятелей культуры», являющихся деификацией какой-либо функции. Но
и тема, разрабатываемая в мифологических эпосах, в большинстве случаев
актуальна, несёт определённые идеологические установки, хотя в основу могло
быть положено древнее традиционное действо. Характерной актуализацией древних
форм (в частности, традиционного мотива путешествия) выглядит и нередко
встречающийся в шумерских мифологических текстах мотив путешествия бога к
другому, высшему, божеству за благословением (мифы об Инанне и ме, о
путешествии Энки к Энлилю после постройки его города, о путешествии лунного
бога Нанны в Ниппур к Энлилю, своему божественному отцу, за благословением).
Период III династии Ура, время, от которого дошла бо́льшая часть
письменных мифологических источников, — это период выработки идеологии
царской власти в наиболее законченной в шумерской истории форме. Поскольку миф
оставался господствующей и наиболее «организованной» областью общественного
сознания, ведущей формой мышления, постольку именно через миф утверждались
соответствующие идеи. Поэтому не случайно, что большинство текстов относится к
одной группе — ниппурскому канону, составленному жрецами III династии
Ура, а основные центры, чаще всего упоминаемые в мифах: Эреду(г), Урук, Ур,
тяготевшие к Ниппуру как традиционному месту общешумерского культа.
«Псевдо-миф», миф-концепцию (а не традиционную композицию) представляет собой и
миф, объясняющий появление в Двуречье семитских племён амореев и дающий
этиологию их ассимиляции в обществе, — миф о боге Марту (само имя бога — деификация
шумерского названия западносемитских кочевников). Миф, лежащий в основе текста,
не разрабатывал древнюю традицию, а был взят из исторической реальности. Но и
следы общеисторической концепции — представления об эволюции человечества
от дикости к цивилизации (нашедшего отражение — уже на аккадском материале —
в истории «дикого человека» Энкиду в аккадском эпосе о Гильгамеше) проступают
сквозь «актуальную» концепцию мифа. После падения в конце 3-го тысячелетия
до н. э. под натиском амореев и эламитов III династии Ура почти
все правящие династии отдельных городов-государств Двуречья оказались
аморейскими; возвышается Вавилон с аморейской династией (старовавилонский
период). Однако в культуре Двуречья соприкосновение с аморейскими племенами
почти не оставило следа.