Иштар (”богиня”, перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в
аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской
любви, богиня войны а также распри, астральное божество, олицетворение планеты
Венера; ассоциируется день недели пятница. Иштар считалась покровительницей
проституток. Дочь Эля а также жена Баала. Первостепенный миф об Иштар
повествует О том, как будто богиня предложила свою любовь Гильгамешу, но тот
отверг ее притязания а также напомнил об многих возлюбленных, погубленных ею -
богах, людях а также животных.
Разгневанная богиня в отместку наслала на его городок Урук небесного быка -
страшилище, созданное ровно по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы
донесли вплоть до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, впоследствии
чего на земле исчезли любовь, животная а также растительная жизнь. В
западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, только в шумерской -
Инанна.
Нисхождение Иштар
Текст сохранился в двух версиях - фрагмент Ашшура (XI в. впредь до н.э.) а
также из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. впредь до н.э.). Сюжет поэмы тесно
связан вместе с больше ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Иштар, дочь Сина, спускается в нижний вселенная а также требует, дабы
привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверка а
также поднять мертвых. Страж просит гостью подождать а также бежит докладывать
царице Эрешкигаль, что сейчас пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии
впадает в ярость, а потом велит впустить Иштар а также поступить вместе с ней в
соответствии древним законам.
Страж проводит богиню чрез 7 врат подземного мира а также в каждых воротах
снимает вместе с нее какое-нибудь отделка (талисманы, имеющие магическую силу).
Когда нагая а также беззащитная Иштар предстала пред сестрой, та приказала
Намтару закрыть ее в дворце а также наслать на богиню 60 хворей. Среди тем на
земле вместе с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало плодиться. Посол
богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый творец образует евнуха Аснамира
а также отправляет его вместе с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль
разъярилась, увидев Аснамира, только отказать ему отчего-так отнюдь не смогла.
Она приказывает Намтару оживить сестру вместе с помощью живой водной массы а
также напоминает, что именно ровно по законам нижнего мира при выходе из
преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит чрез 7
ворот, в каком месте ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа никак не
совершенно ясен. Скорее всего, ровно по аналогичности вместе с шумерским
сказанием заменой Иштар в стране но без возврата становится ее возлюбленный
Таммуз
Инанна (”владычица небес”), в шумерской мифологии богиня любви, плодородия а
также распри. Ее символ - пучок тростника; она зачастую изображалась вместе с
сияющими солнечными лучами вокруг головы. Подобно Иштар, Инанна спустилась в
подземное царство своей сестры Эрешкигаль. Стражам около ворот Инанна
объяснила, к чему пришла: “Из-за моей сестры Эрешкигаль”. Затем она заявила,
что именно безусловно хочет наблюдать погребение “небесного быка” Гугальанна.
Около каждых из семи ворот подземного мира Инанна лишалась одного из элементов
одеяния (или земных атрибутов, включающих ее духовный сан, женскую силу а также
царственную сила), пока что отнюдь не осталась совершенно нагой. В итоге богиня
погибает от “взгляда смерти” Эрешкигаль, которая вешает ее мертвое тело “на крюк”.
Творец Энки пришел на поддержка Инанне. Взяв тина из-почти под ногтей, он
создал двух бесполых существ, какие могли облегчить боли Эрешкигаль, страдающей
от родовых мук, так как вместе с уходом богини любви а также плодородия
прекратились роды на земле. В признательность бесполые существа просят оживить
Инанну. Эрешкигаль соглашается, а также богиня возрождается. Уходя из царства
сестры, Инанна предложила отыскать себе замену. Вернувшись восвояси, богиня
была поражена тем, что сейчас ее супруг Думузи отнюдь не всего лишь отнюдь не
скорбит согласно поводу ее смерти, только наслаждается жизнью в полной мере.
Обезумев от ярости, Инанна тотчас избрала его своим заместителем в подземном
мире.
Думузи пытался скрыться, а демоны, сопровождавшие Инанну на пути восвояси,
схватили его. Гештинанна, сестра Думузи, решила разделить судьбу брата, поэтому
Инанна даровала Думузи а также Гештинанне бесконечную жизнь а также кончина.
Каждые полгода Инанна а также Думузи проводили совместно, же Гештинанна
занимала местечко Думузи. Когда Думузи воссоединялся вместе с Инанной, на земле
молоко текло рекой, хлеба созревали, фруктовые деревья цвели, однако в
бесплодные месяцы Думузи вынужден был возвратиться в мрачные владения
Эрешкигаль. В древнем Шумере момент в год проходила торжественная обряд, в
время которой управляющий каждого города олицетворял собой Думузи, но главная
служительница культа исполняла роль Инанны. Считалось, что именно ритуал
бракосочетания, в котором царственная чета принимала участие, обеспечивал
стране плодородие а также имущество.
Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского
пантеона, основополагающий всевышний города Вавилона, сын Эйя (Энки) а также
Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают об мудрости Мардука, об
его искусстве врачевания а также заклинательной силе; бога называют “судьей
богов”, “владыкой богов” а также даже если “отцом богов”. Супругой Мардука
считалась Царпаниту, же сыном Набу, всевышний писцового искусства, писец таблиц
судеб. Мифы рассказывают О победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей
мировой хаос. Творец, вооруженный луком, дубинкой, сетью а также в
сопровождении четырех небесных ветров а также семи бурь, созданных им ради
борьбы вместе с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую
пасть Тиамат он вогнал “злой ветер”, а также та отнюдь не смогла закрыть ее.
Мардук здесь же прикончил Тиамат стрелой, расправился вместе с ее свитой а
также отнял около убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, какие
дали ему мировое власть.
Далее Мардук начал творить вселенная: он рассек остов Тиамат на две элементы;
из нижней сделал землю, из верхней - небосклон. Причем творец запер небосклон
на засов, приставил стражу, для того чтобы H2O далеко не могла просочиться вниз
на землю. Он определил владения богов а также пути небесных светил, согласно
его плану боги создали человека а также в признательность построили ему
“небесный Вавилон”. Символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор а также
дракон Мушхуш, однако элементы тела самого бога сравнивались вместе с
различными животными а также растениями: “его главные внутренности - львы; его
малые внутренности - собаки; его спинной хребет - кедр; его пальцы - тростник;
его череп - серебро; излияние его семени - золото”. Вавилонское сказание О
сотворении мира - миф в честь вавилонского бога Мардука.
Владыка Вавилона Мардук ровно по единогласному решению богов стал царем в
мире богов; он обладатель таблиц судеб, отбранных около побежденного дракона.
Сотворению мира а также “судье богов” Мардуку посвящен ежегодный праздник
Цакмуку. Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской
мифологии, различают небесный вселенная бога Ану, надземный вселенная
Белоснежна а также подземный, принадлежащий Эйя. Под землей лежит царство
мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие
расположение трех миров, впервые изложены около Диодора Сицилийского.
Зерван, в древнеиранской мифологии высший господь, воплощение времени а
также судьбы. Зерван мыслился как будто вечное время, существующее изначально.
В соответствии мифам, Зерван был двуполым божеством; долгие века он совершал
жертвоприношения, вымаливая себе сына Ахурамазду, призванного сотворить
вселенная. Поскольку Зерван впредь до конца отнюдь не надеялся в пользу
жертвоприношений, от этих сомнений дружно вместе с Ахурамаздой около него
зародился а также Ахриман, верховное божество зла.
Творец времени дал обет даровать господство над миром тому из них, кто первым
появится на свет. Ахурамазда предугадал мысли Зервана а также поделился ими
вместе с Ахриманом, однако тот, разорвав чрево отца-матери, родился
преждевременно, причем назвал себя именем брата. Увидев это отвратительное
создание а также распознав его неудержимое стремление ко злу, Зерван отверг
личное порождение. Однако в какое время родился прекрасный ликом Ахурамазда,
всевышний вынужденно на 9000 лет уступил сила над миром Ахриману.
По прошествии сего срока на земле вынужден был воцариться Ахурамазда а также
исправить все содеянное духом зла. Этак шествие борьбы добра а также зла а
также все, что именно происходит в этом мире, владении “князя тьмы”, в том
числе а также жизнь человека, предопределены Зерваном.