В фольклорных историях описания специфических "безжизненных" трансов иногда совмещаются с описаниями воздействия на животное. "Вот <колдун> сядет на голбец, у печки, и сидит, как мертвый <...> Захочет, чтобы козуля из тайги прибежала вот она, у крыльца! Выйдет на крыльцо - и убьет, занесет!.." [66] Если рассказы о "путешествиях духа" у восточных славян встречаются сравнительно нечасто, то об умении руководить животными говорят многие. Вот, например, упоминания об управлении змеями. "<Косаря укусила змея. Знающий> вышел, где выкосили, на кошенину, сперва зачертил кружок осиночкой, и в серединочку воткнул, эту осиночку. <...> И вот смотрю; оне, гыт, с разных сторон, эти змеи,- но, прямо, гыт, вот, как россыпь кака - катятся все к этой палочке со всех сторон, только трава шумит! Бегут. Я, говорит, просто я ужахнулся, просто уже не помню, как, говорит, я очутился на телеге. Уж на телеге сижу, залез просто со страху... ...А он, гыт, срезал прутик, такой ишо жиденький таловый прутик срезал. Но, гыт, с ем стоит, А они навились все на колышек. И вот так головы подняли и жала-то так... А она, уж эта, котора укусила, виноватая, сама задня, говорит, тянется сзади. Он на нее командует: - Но, подходи, подходи. Что, боишься?-на ее ко-мандует. И вот потом, значит, она сзади остановилась. Он, тепери, вдруг че-то сделал, говорит,- оне все разо-шлись, все разбежались остальны-то. А эта осталась. - Это, - говорит, - не виноваты. А вот ты виновата. Но, иди... - Она потихоньку ползет: она виновата! Он: - Ты виновата? - говорит. Она: - Вш-ш, вш-ш... - Лезь, - говорит, - вот в эту, в смолу. Вот тебе наказ. Больше ты не будешь кусать. <...> А бить не стал: - Не надо, - гыт, их бить. Нам жить надо, и имя жить надо." [67] "...Он <знающий, заговаривавший змей> даже сам носил <змею> через плечо, и на шее она обвивалась. Никогда его не трогала." [68] "Дядя когда косил - прятал найденных змей за пазуху, так как они были холодные, а когда согревались - выкидывал. Они его не кусали, потому, что гипноз." [69] Умение общаться с дикими животными было свойственно и некоторым православным святым. Факты управления животными и использования их для достижения собственных целей могли послужить одним из поводов для возникновения рассказов о превращении в животных - оборотничестве. Возможно, учитывая рассматриваемые здесь практики выхода из тела, мы можем объяснить часто встречающиеся в фольклоре рассказы об уязвлении оборотня. В этих рассказах животному (предмету), подозреваемому в "нечистоте" наносят рану, а на другой день оказывается, что местный колдун ранен сходным образом. "И стало девчонке восемнадцать лет. И ночью мачеха к ней кошкой пришла. Прыгнула на нее! А та видит: висит сабля старинная. Схватила и лапу ей пересадила! Кыска и уползла. Наутро видит, что мачеха с перебинтованной рукой." [70] "У нас одна чушкой [71] бегала или как колесо. Парни поймали ее и уши отрезали. Бабушка Шура эту женщину знала - она постоянно в платочке ходила потому, что от ушей только одни дырочки." [72] "Однажды несколько мужиков шли по улице нашей деревни. С работы, кажется, шли. И вдруг под ногами у них затесался котенок. Мяукает и мяукает. Так довольно долго с ними шел. Тут один из мужчин сказал, что все это не спроста. Он достал из кармана перочинный нож, раскрыл его и вогнал в землю. Котенок куда-то и исчез. И на другой же день у местной старухи-ведьмы появилась свежая рана точно той же формы, что и осталась от ножа на земле." [73] Рассматривая эти примеры, можно вспомнить об основном законе контагиозной магии: при воздействии на производную человека (след, личную вещь, изображение) оказывается воздействие и на самого человека. [74] Можно предполагать существование и более тонких механизмов взаимодействия, при которых контагиозная магия является лишь частным случаем. Мы не рискнем рассуждать здесь о подобных механизмах, однако, если предположить действенность контагиозной магии, то окажется объяснимым тот факт, что при уязвлении "оборотня", созданного указанными в данной главе способами, будет уязвлен и человек, этого "оборотня" создавший. Итак, основываясь на легендарно-исторических, этнографических и фольклорных данных, мы рассмотрели ряд явлений, которые, возможно, послужили основой для возникновения легенд об оборотничестве. Среди таковых явлений: 1. инициации, подразумевающие "превращение" посвящаемых в животных; 2. практики "пускания морока"; 3. некоторые практики выхода из тела, сопровождающиеся либо созданием осязаемого и зрительно воспринимаемого образа, либо управлением неким животным. Несомненно, что явления, стоящие за легендами об оборотничестве, включают в себя целый ряд этнографических, психологических и социальных аспектов. Необходимо отметить и то, что при попытках рассмотреть данную тему невозможно удержаться в методологических рамках какой-либо из существующих наук. А потому мы закончим данную заметку "многоточием", и в качестве иллюстративного постскриптума просто приведем интересный (на наш взгляд) отрывок из книги этнографа А.Андреева. В отрывке повествуется, как в один из вечеров автор в сопровождении старика-знающего Похани и его жены отправляется в лес, где обучается от них волчьему вою. Когда "урок" заканчивается, Поханя переходит к другой работе... "- Тогда... - он посмотрел на тетю Катю, а потом подмигнул мне, - покажу одну вещицу... и идите домой тогда... по головешке возьмите только... чтоб темно не было в лесу-то. - А ты?- спросил я, видя, что бабка молчит. - Меня не ждите, я еще... поброжу... Пойдем. Он вывел меня все на ту же дорогу и велел спуститься вниз. Теперь луна была точно вверху над холмом, и его фигура была хорошо освещена на взгорке. Он приподнял руку и показал, чтобы я остановился. Я встал и почувствовал, что меня охватывает легкий трепет от наползающего ночного холодка. Поханя постоял немного на освещенном яркой луной взгорке меж слегка шевелящихся серебристо-черных стен деревьев и поманил меня рукой. Я медленно и спокойно пошел к нему наверх. Он не двигался, хотя словно бы стал пониже. Ничего не происходило, только вдруг у меня задрожало ярло [75]. Я подумал, что это ночная прохлада пробрала меня, и попытался унять эту дрожь, но тут вдруг на меня обрушилась нарастающая волна жуткого волчьего воя. Я едва удержался на ногах. Идти вперед не было никакой возможности, и я замер, позабыв себя. Поханя присел, пуская звук вниз по склону холма, а потом вой начал подыматься вверх, в небо, и у меня пришло ощущение, что я словно подымаюсь вместе с ним, а пригорок уходит из-под ног. Я хотел понять это, хотел включить пропавший разум и начал бороться с охватившим меня страхом. Но в этот миг тьма словно взорвалась там, где стоял Поханя, и он исчез. Просто пропал из глаз. А в следующий миг дорога была пуста и залита лунным светом. Кроме Похани все было по-прежнему: и холм, и деревья, и луна вверху... даже вой все еще звучал каким-то образом в пространстве! И он звучал, пока... у меня хватало воздуха. Только тогда я понял, что это мой вой! Почему-то я знал, что должен довести его до конца, удержал в этот раз колебания и из последних сил закончил, как учила тетя Катя. Потом мы с ней еще посидели в молчании у костра, слушая, как со всех концов мира лают и воют деревенские собаки, и, так и не дождавшись Похани, побрели домой, дымя головешками." [76] Примечания [2] В.Л.Янин, А.А.Зализняк. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977-1983 гг.): Комментарий и словоуказатель к берестяным грамотам (из раскопок 1951-1983 гг.). М., 1986. C.277; В.Л.Янин. Я послал тебе бересту... М., 1975. C.48. [3] См. напр.: В.С.Мухина. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. [4] Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С.920. [5] Геродот. История. IV, 105. [6] Б.А.Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993. С. 20. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э.-первой половине I тысячелетия н.э. (серия "Археология СССР"). М., 1993. С.8. [7] Сами волхвы, видимо, также служили Велесу или какому-то другому хтоническому божеству - об этом можно судить по указанию на то, что их бог "сидит в бездне". [8] В подлиннике: "Се язвенко на главе его. Навяжи на нь да носить е до живота своего" (по Ипатьевской летописи). [9] Повесть временных лет. Запись за 1044 год. [10] Берсерк - буквально, тот, кто в медвежьей (бер) шкуре (серк). [11] Пересказ по: Полное собрание русских летописей. Т.9. С.177-178. [12] Повесть временных лет. Запись за 984 г. [13] Е.Э.Гранстрем. Описание русских и славянских пергаментных рукописей: Рукописи русские, болгарские, молдовлахийские, сербские. Л., 1953. С.71. [14] В.Я.Аристов. Русские народные предания об исторических лицах и событиях//Труды Третьего археологического съезда в России. Киев, 1878. Т.1. С. 339-340. [15] Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Сост. М.Забылин, Иркутск, 1992. С. 233. [16] Русский народ... C. 222. [17] А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. [18] Записано от Андреевой Лидии Михайловны. Род. 1931 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д.Стариково. Надо отметить, что рассказы о колдунье, превращающейся в свинью, известны во многих окрестных деревнях. [19] Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск, 1987. (Далее - Зиновьев). № 255. [20] С.В.Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб, 1994. С. 91. [21] Веселье - здесь: свадебная процессия. [22] С.Н.Исаевич. Еще рассказец о вовкулаках и чаровниках//Киевская старина. 1883. №12. С.700. (Здесь текст в русском переводе) [23] Уральцы: Очерки быта уральских казаков/Полн. собр. соч. И.И. Железнова. СПб., 1910. Т.3. С.283. [24] С.В.Максимов... С. 92. [25] М.Д.Каратеев. Волк-оборотень. В кн.: "Арабески" Истории. Т.1. М., 1994. С. 70. [26] П.Ревякин. Вовкулаки//Основа. 1861. "11-12. С.136. [27] См. напр. Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губ.): сборник Н.Е.Ончукова.СПб., 1908. С. 495. [28] Вовкудлак - украинское название оборотня-волка. Переводится буквально как волчья шкура, тот кто в волчьей шкуре. [29] С.В.Максимов... С. 91. [30] А.Н.Афанасьев... [31] См. напр. Д.В.Громов. Юношеские инициации как один из способов облегчения прохождения возрастного кризиса//Тезисы докладов. Международная психологическая конференция "Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации". М., 1999. С.28-30. [32] Речь здесь идет исключительно о мужских возрастных посвящениях. [33] В.Г.Балушок. Инициации древних славян (попытка реконструкции)//Этнографическое обозрение, № 4, 1993. [34] В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки/Собрание трудов. М., 1998. С. 209. [35] M.Eliade. Rites and symbols of initiation. New York, 1958. Р. 125. [36] Сказки Терского берега Белого моря. Изд. подг. Д.М.Балашов. Л., 1970. [37] Душной - здесь в смысле плохо пахнущий (сравн. душок идет) - Д.Г. [38] Записано в июле 1998 г. от Першиной Анастасии Васильевны, род. 1923, Курганская обл., Шумихинский р-н, д. Забродино. [39] Напомним, что мы имеем дело с текстами, зафиксированными совсем недавно, а потому искажения исходного смысла здесь весьма значительны. Однако, при искажении деталей этот (как и подобные ему) рассказ все же в общем сохраняет инициационную структуру. [40] М.Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. [41] Зиновьев. № 47. [42] Зиновьев... № 46. [43] А.Андреев. Игра и игрецы//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2. 1997. С.1 [44] Повесть временных лет. Запись за 1071 год. [45] Записано от Леготиной Анны Федоровны. Род. 1915 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д. Кипель. [46] От нее же. [47] Зиновьев... № 326. [48] Зиновьев... № 329. [49] Зиновьев... № 332. [50] Д. Хомяковщина Октябрьского р-на Костромской обл. Записано от Червяковой Пелагеи Ивановны. Род. 1919 г. [51] Зиновьев... № 50. [52] В смысле, чего-то, как-то - особенность местного словоупотребления. [53] Записано от Леготиной Анны Федоровны. Род. 1915 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д. Кипель. Описываемые события происходили около 1928 года в г. Нязепетровске (Башкирия). [54] Душа - понятие сложное, подразумевающее множество толкований, а потому мы употребляем его здесь условно. [55] А.В.Платов. Боевая магия Севера//Наследие предков, вып. 5, 1998. [56] Цит. по: А.В.Платов... Со ссылкой на: Scandinavian Legends and Folk Tales, by Gwyn Jones. Oxford, 1956. [57] Зиновьев... № 364. [58] Цит. по: Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). М., 2000. С. 46. Со ссылкой на: Шестоднев, составленный Иоанном ексархом Болгарским. По харатейному списку Московской Синодальной библиотеки 1263 г. М., 1879. [59] Левкиевская Е.Е., Плотникова А.А. Двоедушники // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. М., 1999. Т. 2. С. 29-31. (Далее - Левкиевская). Большинство поверий о двоедушниках зафиксированно у западных славян (Польша, Западная Украина), однако, есть данные и по восточным, и по южным славянам. [60] См. напр.: Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000. С. 149 и др. [61] Либо отлетает от тела, либо "как бы вытягивается изо рта в виде неизмеримой ленты, которая одним концом остается в человеке, а другим может быть где хочет". (Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов. Гродно, 1895. С. 48.) [62] Левкиевская... С. 31. [63] Левкиевская... С. 30. [64] Дарка - форма имени Дарья. [65] Записано от Леготиной Анны Федоровны. Род. 1915 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д. Кипель. По повериям, существующим у западных славян, вторая душа, действительно, является "демонической". (Левкинеская... С. 29.) В данном описании особенно хочется обратить внимание на редко встречающееся название второй души - жар. [66] Зиновьев... № 332. [67] Зиновьев... № 336, 339. [68] Зиновьев... № 335. [69] Зап. от Пахомова Степана Андреевича. Род.1938 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д.Михайловское. [70] Зиновьев... № 231. [71] Чушка - свинья. [72] Записано от Суздалевой Марфы Васильевны. Род. 1920 г. Курганская обл., Шумихинский р-н, д. Горшково. [73] Записано в 1989 г. от NNN, водителя. Род. ок. 1950 г. Украина. Действительно, часто говорят, что для поражения оборотня удар должен быть нанесен не по самому оборотню, а по некоторой точке рядом (См. напр. И.Ю.Черепанова. Дом колдуньи. М., 1996. С.198; Зиновьев... № 227, 232.) [74] Дж.Дж.Фрезер. Золотая ветвь. М., 1998. С. 18-56. [75] Ярло - серединная точка груди - Д.Г. [76] А.Андреев. Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии. СПб., 1998. С. 55.
Источник: http://magiaworld.org.ru |