Throne of ice
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Эллет, Lokie  
Форум » Скандинавская мифология » Скандинаская мифлогия » Неоязыческий календарь
Неоязыческий календарь
Ай-РансаарДата: Понедельник, 08.06.2009, 17:55 | Сообщение # 1
Silverghost
Группа: Мастер
Сообщений: 46
Репутация: 1
Статус: Offline
Неоязыческий календарь

Календарь в скандинавских странах делил год на два основных сезона - зиму и лето, что связано с северным положением этих территорий. Лето знаменовалось длинными днями и белыми ночами, а зима - короткими днями и длинными ночами. Зима начиналась в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по старому стилю).

В языческие времена Скандинавия безусловно праздновала свои сезонные и религиозные праздники, но дошедшая до нас об этом информация чрезвычайно скупа. И мы собираем ее все по тем же исландским сагам. (При этом стоит учитывать, что праздники в Исландии могли быть несколько иными, нежели на самом Скандинавском полуострове.)

Поскольку же именно исландские источники, порядки и обычаи обычно берутся за образец в современном неоязычестве, то поговорим вначале о них. Общеизвестными древними праздниками являются [1] :

· Ветрнэтр ("зимние ночи") - первые зимние ночи (по исл. календарю), то есть праздник начала зимы. Вернее, эти самые ночи перед началом зимы в субботу 21-27 октября.

· Йоль - праздник середины зимы. Главное языческое празднество. Позже отождествилось с Рождеством 6-9 января.

· Сумарблот ("летнее жертвоприношение") - возможно первый день лета. Тогда это четверг между 19 и 25 апреля (по ст. стилю 9-15 апреля).

· Мидсумар ("середина лета") - летнее солнцестояние, самый длинный день в году.

· Альтинг - время, когда съезжались на всеисландский тинг, народное собрание, вече, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы. Альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 г. на неделю раньше. Альтинг совпадал с неделей "середины лета".

Упоминается в сагах еще "дисаблот" ("жертвоприношение дисам") - когда оно производилось - неизвестно. Вполне вероятно, что это было обычной ритуальной частью разных религиозных праздников.

Общепринятыми современными языческими праздниками, дополнительно ко всем вышеперечисленным являются:

· Торри или праздник Донара (Тора) в конце января.

· Праздник дис в начале февраля.

· Майский день. 1 мая, начиная с ночи. Это Вальпургиева ночь конетинентальных германцев и общепринятый праздник всех язычников.

· Сигблот ("почитание победы"), упоминаемое Снорри Стурлуссоном. Полагают, что это тот же праздник, который у англо-саксов назывался Остара, приходящийся на весеннее равноденствие. Сейчас это 21 - 23 марта.

· Фрейфакси или Хлебный праздник (1 августа).

Таким образом современные язычники дополняют уже известные исландские праздники общепринятыми европейскими: на начало февраля (2 февраля) у язычников кельтских традиций приходится Имбольк, 1 мая - Бельтайн, Остара - весеннее равноденствие, 1 августа - Лагнасад.

Праздник Торри - это до сих пор празднуемый в Исландии народный праздник, "день бондов", в наши дни празднуемый как "день мужчин" (аналог 23 февраля, только мужчины славятся как "крестьяне", а не "воины"). В современной Исландии существуют и другие народные праздники, не связанные ни с язычеством, ни с христианством. Это довольно поздно введенный "день женщин", "встреча Солнца", день Локи, "собачьи дни".

20 июня и 23 декабря, то есть практически в дни летнего и зимнего солнцестояний празднуются дни Торлака [2], соответственно летний Торлак и зимний Торлак. Торлак был христианским епископом и последняя дата является датой его смерти, а первая - датой перенесения его останков в храм. Хотя эти даты приблизительно совпадают с датой солнцестояний, следует отметить, что во времена епипскопа Торлака летнее солнцестояние приходилось приблизительно на 15 июня, а зимнее где-то на 15 декабря.

Современный неоязыческий календарь праздников северной традиции не является унифицированным для всех общин и течений внутри Асатру. Наиболее распространен список праздников предлагаемый Эдредом Торссоном в его книге "The Our Troth" (еще не переведенной на русский язык) - это довольно короткий перечень дат при сравнительно простых обрядах. Кведульв Гундарссон в своей книге "Teutonic Religion" (к сожалению, не переведенной на русский язык) дает свой перечень праздников и описание ритуалов, большей частью рассчитанных на двух-трех участников.

Неоязычество принесло не только возрождение языческих праздников, но и совершенно новые так называемые "Дни Поминовения". Если основные сезонные праздники у всех авторов и общин примерно одни и те же, то дни почитания тех или иных героев весьма разнятся и по времени, и по существованию. Я представлю здесь календарь поминальных дат официальной неоязыческой организации "The Troth", чей сайт расположен в Интернете по адресу: http://www.thetroth.org.

Приведу список и предназначение некоторых поминальных дат. Большая часть почитаемых здесь людей - героев были язычниками, погибшими в борьбе с христианством (так сказать, языческих великомучеников). Правило назначение той или иной даты тут сравнительно простое - за редким исключением берется девятое число каждого календарного месяца. Поскольку северное язычество довольно популярно в США, то присутствует также попытка использовать привычку праздновать национальные американские праздники в языческих целях, или же найти им смысловую альтернативу.

9 января - Поминовение Рауда Могучего, норвежского предводителя язычников, убитого конунгом Олавом Трюггвасоном за отказ принять христианство. На его дочери потом пытался жениться конунг, она попыталась его убить, но он это предвидел. Когда дочка Рауда Могучего поняла, что убийство мужа не состоялось, она уехала и никогда больше с Олавом не встречалась.

9 февраля - Поминовение Эйвинда Рваная Щека. Он также отказался принять христианство и конунг Олав поставил ему на живот чашу полную горящих угольев. Эйвинд все равно не принял крещения, и, как говорит "Сага об Олаве сыне Трюггви", признался в нечеловеческом своем происхождении, свершенном только благодаря колдовству финнов. (Не менее примечательна смерть от руки Олава и его тезки - Эйвинда Болото. Последний тоже был колдуном и, как рассказывает сага, даже повел войско колдунов против конунга Олава, но все они погибли.)

14 февраля - праздник Вали. Это, конечно же, "переделанный" язычниками день св. Валентина. В это же время праздновались римские Луперкалии [3]. Никаких причин чтить именно Вали в этот день нет, но язычники советуют, коль у вас нет с кем отпраздновать Луперкалии, то посидеть и поразмыслить на тему чести и обязанностей перед предками (то есть на тему бога Вали, сына Одина). Такая вот альтернатива дню св. Валентина.

28 марта - день Рагнара Кожаные Штаны, разграбившего в 845 году Париж. Художественный пересказ этой истории можно видеть в фильме "Викинги" с Кирком Дугласом. В этот день можно смотреть этот фильм и, подвыпимши, кричать "Hail Ragnar!".

9 апреля - Поминовение ярла Хакона Сигурдсона (Могучего). Этот хладирский ярл оказывал самое ожесточенное сопротивление проникновению христианства в Норвегию и конунгу Олаву Трюггвасону. Ярл Хакон чтил языческих богов, как мало кто из правителей в это время, но потерпел неприятности обидев Торлейва Ярлова Скальда, а потом был убит бондами из-за своего чрезмерного сластолюбия.

9 мая - Поминовение конунга Гудрёда из Гудбрандсдалира, которому отрезал язык конунг Олав Святой после подавления "заговора конунгов". Как сказал об этом скальд Оттар Черный:

Конунгов ты выгнал
Прочь, побег сорочки
Сёрли [4], пересилил
Всех зачинщик сечи.
Усек язык князю
Северному живо,
От тебя владыки
Подале бежали.
(Цит. по Круг Земной. Сага об Олаве Святом. С. 215)

30 мая - День Поминовения погибших на войнах (обычай в США) Современные американские язычники северного толка празднуют в этот день "День Эйнхериев".

9 июня - Поминовение Сигурда Убийцы Фафнира, из "Саги о Вёльсунгах". Надо сказать, что Сигурд - лицо скорее легендарно-мифическое, нежели историческое. Он оказался клятвопреступником (став мужем Брюнхильд и имея с ней ребенка, женился на Гудрун), сознательно стал обманщиком (прошел брачное испытание под видом другого человека - Гуннара), помог Гуннару овладеть Брюнхильд, а потом не стал скрывать от своей жены Гудрун то, что обманул Брюнхильд. Все это привело к распре женщин, и в результате - к смерти самого Сигурда. На смертном ложе Брюнхильд все-таки "овладела" Сигурдом, приняв смерть рядом с ним как его истинная жена.

9 июля - Поминовение Унн Мудрой, матриарха по своему положению и характеру, одной из прародительниц славных родов в Исландии.

29 июля - День смерти Олава Святого. Некоторыми язычниками почитается как праздник. Видится в этом, однако, неуместное позерство и легкомыслие.

9 августа - Поминовение короля Радбода Фризского - одного из варварских вождей периода миграции.

28 октября - Поминовение Эйрика Рыжего, героя "Саги об Эйрике Рыжем".

День Колумба (США) - Поминовение Лейфа Эйриксона и Фрейдис Эйриксдоттир, как считается, первых европейских поселенцев в Америке. Фрейдис Эйриксдоттир известна еще и тем, что убила почти всех женщин в команде переселенцев якобы потому, что из-за них начинались ссоры между мужчинами женатыми и неженатыми. (Женатых мужчин, впрочем, тоже поубивали.)

9 ноября - Поминовение правительницы Сигрид Гордой, сторонницы языческой веры. Почитаема современными язычниками, так как отвергла супружеские домогательства Олава Трюггвасона. Перед тем, однако, она успела отвергнуть предложения и других конунгов довольно доступным для понимания образом - спалила их в бане. Один из этих конунгов был из Гардарики, то есть Руси.

9 декабря - Поминование Эгиля Скаллагримсона. Гениальный поэт (и по современным меркам), сильный и ловкий воин, убийца и мародер, жадноватый хозяин и - в конце жизни - вызывающий сочувствие и какие-то трогательные чувства старик.

Дни поминовения в неоязычестве празднуются как почитание памяти героя, чтение соответствующих саг и отрывков из них, стихов (древних и собственносочиненных), размышление над человеческими качествами героя. Язычники из организации "Трот" утверждают, что каждый человек может выбрать себе достойных героев и героинь для почитания, которые могут чему-то научить нас в нашей же жизни. Трудно представить себе, чему может научить женщину одновременно Сигрид Гордая и Унн Мудрая. А тем более Фрейдис Эйриксдоттир, если дама не хочет провести большую часть жизни за решеткой в компании дам не менее темпераментных.

Вдобавок, маловероятно, чтобы чему-то могли нас научить именно "мученики". Это в корне разнится с идеей удачи и хорошей доли, которую единственно должны уметь найти, ухватить и удержать "правильные" с точки зрения древнего язычника люди. Мученик может научить любо страдать так, как он (в том числе "пострадать за правду", а не "отстоять правду", к примеру), либо требовать, чтобы за него отомстили, что точно также как и "повторное страдание" не является и не может являться целью современного самостоятельно мыслящего человека. Если брать тех или иных героев для почитания, то лучше взять людей более удачливых, чем те, кого убили, да еще и пытали. И более полезных в наше время, нежели те, что прославились своими грабежами.

Современные люди ухватились за саму идею почитания славных предков и чтут известных им героев. Однако, также принципиально важно различать своих кровных предков и "героев со стороны". Если мы будем чтить Сигурда Убийцу Фафнира и забудем о своем собственном прадедушке, полковнике КГБ, то нам явится и из нас вылезет именно "полковник", когда мы будем взывать к Сигурду, чтобы он научил нас, к примеру, храбрости и выдержке в борьбе с врагами. А "полковник КГБ" - сидящий в вас предок - научит вас, к примеру, писать доносы или сверлить "глазки" внутрь женской бани. О том, чему в действительности могут научить вышеперечисленные "языческие великомученики" вообще умолчим.

Немыслимым мне кажется почитание рода и предков [5] вне всякой связи с своим кровным родом и предками как таковыми. Я не призываю всенепременно почитать в ритуалах всяких и разных, любых бабушек и дедушек, которые могли творить в своей жизни черт знает что, или наоборот, ничего особенного. Я предлагаю лишь узнать о них побольше и выяснить, какое послание они могли оставить нам, своим потомкам. А параллельно с этим, ничто не мешает нам чтить самых разных героев самых разных времен и национальностей - Сигурда или ту же Брюнхильду, вплоть до основателя католического ордена иезуитов Игнатия Лойолы, который, конечно же, не имел никакого отношения к Скандинавии, но был человеком целеустремленным и удачливым.

[1] За консультации о древнеисландском календаре огромное спасибо Тиму Стридманну (http://www.norse.narod.ru)

[2] Торлак Торхалльссон - епископ (1178-1193), покровитель Исландии. Канонизирован папой Иоанном Павлом II в 1985 году.

[3] Во время луперкалий люди предаются сексуальным и гастрономическим излишествам.

[4] Побег сорочки Сёрли - конунг. Сёрли - один герой, сорочка Сёрли - кольчуга, побег кольчуги - мужчина, воин.

[5] О том, чему реально нас могут научить предки см. книгу Анн-Анселин Шутценберг. Синдром предков. - М.: 2001.

Источник: http://nentis.itersuum.ru/nordika/pagan_calendar.html


Если можешь ходить по тонкому льду - попробуй танцевать на нём.
 
Форум » Скандинавская мифология » Скандинаская мифлогия » Неоязыческий календарь
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024