Такатекутли (Tacatecutli) - бог торговцев и путешественников.
Таматс (Tamats) - бог ветра и воздушных масс народов Мексиканской долины.
Теноч - в мифологии ацтеков
культурный герой, сын бога Истак-Мишкоатля. В образе Теноча слились
легенды об историческом лице, предводителе ацтеков во время их
переселения в долину Мехико. При нём ацтеки основали на острове посреди
озера Тескоко свою столицу, названную в его честь Теночтитланом.
Теккистекатль (Tecciztecatl)
- "Старый бог луны". Бог луны, представляющий её мужской аспект.
Изображался старцем, несущим на спине большую белую морскую раковину.
Теояомкуи (Teoyaomqui) - бог мёртвых воинов, один из богов смерти. Известен также под именем Уауантли.
Тепейоллотль (Tepeyollotl) -
"сердце гор", бог земли, гор и пещер. По его вине происходят
землетрясения и считается, что эхо тоже создаётся им. Его тотем - ягуар.
Тескатлипока (Tezcatlipoca) -
в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов; покровитель
жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка
стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно
разрушитель мира. Бог ночи и всего материального в мире, бог северной
стороны света. Он носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе
(Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и
убивает врагов, и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl -
зеркало, Ipoka - дымящееся). Ещё в этом зеркале он видит всё, что
творится в мире. А в правой руке он держит 4 стрелы, символизирующие
наказание, которое он может наслать на грешников людей. Как владыка мира
и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда
выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро, он
испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение
греха. Также он был богом красоты и войны, покровителем героев и
красивых девушек. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену
бога Шочипилли, т.к. она была очень красивой, под стать ему самому. Ещё
довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы и бога
мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин
(Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) - "Он,
чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) - "Пересмешник",
Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя", Ипалнермоани
(Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) -
"Ночной Ветер".
Тетеоиннан (Teteoinnan) - мать богов. Ипостась Тласольтеотль.
Титлакауан (Titlacauan) -
один из образов бога Тескатлипоки. Саагун упоминает, что больные
поклонялись Титлакауану в надежде на его милосердие. На перекрёстках
всех дорог ставили каменные сиденья, называемые Момустли (Momuztli),
украшенные цветами (которые меняли каждые 5 дней) в честь одного из
самых почитаемых божеств.
Тлалок (Tlaloc) -
"Заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и
южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя - Чак, у
тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао. Его
культ получил распространение со 2 в. до н.э., потеснив более древний
культ Кетцалькоатля. Тлалок изображался антропоморфным, но с глазами
совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие
круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками
перед носом. На голове Тлалока - зубчатая корона, тело - чёрного цвета, в
руках - змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель
маиса, или кувшин с водой. По представлениям ацтеков, Тлалок - по
природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи,
град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор
или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его
жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому
кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни
растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок изображался иногда в
виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним
народным представлениям, существовало множество отдельных
карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над
дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и
озёра. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Тлалок насылал на людей
ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе)
попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В
Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была
Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ; и по некоторым мифам он считается
отцом бога луны Теккистекатля. Изображения Тлалока бесчисленны, так как
он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в
его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Каждый год ему приносили в
жертву множество детей, топя их в воде. На горе Тлалок, близ
Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с
углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена
всех съедобных растений. Тлалок был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых
эпох.
Тлальтекутли (Tlaltecuhtli) -
"Владыка земли". Земное чудовище имевшее облик полужабы-полуаллигатора;
по некоторым мифам, женой Тлальтекутли является Сипактли.
Тлальчитонатиу (Tlalchitonatiuh) - бог восходящего солнца народов Мексиканской долины.
Тласольтеотль (Tlazolteotl) -
"Богиня - пожирательница грязи (экскрементов)". Богиня земли,
плодородия, секса, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая
грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи.
Получила она своё имя согласно легенде так - однажды она пришла к
умирающему человеку, который сознался в своих грехах, и она очистила его
душу, съев всю "грязь". Тласольтеотль - одно из древнейших божеств
Мезоамерики, восходит к "богине с косами"; ацтеки, вероятно,
заимствовали её культ у хуастеков. Она также известна и под другими
именами: Тоси ("наша бабушка"), Тлалли-ипало ("сердце земли"), Ишкуина,
Тетеоиннан ("мать богов"), Чикунави-акатль ("девять тростник") и др.
Тласольтеотль изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки
- носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с
куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая; её символ - метла
или человек, поглощающий экскременты. На празднике в её честь приносили в
жертву девушку, из её кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец,
олицетворявший богиню. Затем следовало символическое её воссоединение с
богом войны и солнца Уитцилопочтли и рождение бога молодого маиса. В
годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву
мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь
символизировала дождь). Тласольтеотль считалась покровительницей
грешников.
Тлауискальпантекутли
(Tlahuizcalpantecuhtli) - "Владыка утренней зари (рассвета)". Бог
утренней звезды - планеты Венеры. Считается, что он выступал ещё одним
воплощением Кецалькоатля.
Тлиллан-Тлапаллан (Tlillan-Tlapallan) - 2-й уровень 3-х уровневых небес. Место для душ тех людей, кто познал мудрость Кецалькоатля.
Тлокенауаке
(Tloquenahuaque), Тлоке-Науаке - "Тот, кто содержит всё в себе",
Ипальнемоуани - "Тот, кем мы все живём" - верховное божество.
Первоначально он - один из эпитетов бога-творца Тонакатекутли и бога
огня Шиутекутли, позже жреческая школа Тескоко стала олицетворять его с
верховным творческим духом и воздвигла ему специальный храм, но без
изображения Тлоке-Науаке.
Тонакасиуатль (Tonacacihuatl) - жена бога-творца Тонакатекутли.
Тонакатекутли
(Tonacatecuhtli) - "Владыка нашего существования", бог, дающий людям
пищу. Привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и
землю. Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира,
первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля,
владыками Омейокана - самого верхнего (13-ого) неба. Тонакатекутли и его
жена не имели специального культа. У майя Тонакатекутли - верховное
божество, было рождено и в женском и мужском обличии одновременно. Его
имя переводится как "существо в центре" и символизирует неподвижную
точку центра движущегося кольца, где всё сбалансировано, находится в
равновесии и мирно покоится.
Тонанцин (Tonantzin) - "Наша мать", богиня-мать. Известна в ипостаси Сиуакоатль.
Тонатиу (Tonatiuh) -
"Солнце", Куаутемок - "Нисходящий орёл", Пильцинтекутли - "Юный
владыка", Тотек - "Наш вождь", Шипилли - "Бирюзовый царевич". В
мифологии ацтеков - бог неба и солнца, бог воинов. Тех, кто умирал на
службе, впереди ждала вечная жизнь. Он управляет 5-й, нынешней мировой
эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными
волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском
за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен
каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по
подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита
сопровождался душами, принесённых в жертву воинов, павших в боях. По
представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время
которых солнцем были различные боги. В текущей, пятой эре, им стал
Тонатиу под календарным именем Науи Олин ("Четыре движения"). О
происхождении солнца у ацтеков имелось несколько мифов, наиболее
распространённым был следующий. После сотворения мира (или в начале
пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца.
Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но
все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"),
страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать,
как жарящееся на угольях мясо". За ним последовал Текистекатль
("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля
прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал
солнцем, Текистекатль - луной - богом Мецтли. Первое время луна светила
также ярко как солнце, пока один из раздражённых этим богов не кинул в
неё кроликом. С тех пор Мецтли изображается в виде чёрного диска или
сосуда с водой, на котором находится кролик. Тонатиу - покровитель союза
"воинов-орлов", его символ - орёл. Культ Тонатиу был одним из самых
важных в ацтекском обществе.
Тоци (Toci) - богиня-мать других богов, земли и исцеления.
Уицилопочтли
(Huitzilopochtli) - "Колибри юга”, "он с юга”, "колибри левой стороны”,
"колибри-левша”. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри
часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён
Центральной Америки). Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в
благословенное место, где они станут его избранным народом. Это
произошло при вожде Теноче. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты
более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки
(иногда выступает как его двойник). Он становится богом голубого ясного
неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем,
народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли
связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся
два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное
изображение Уитцилопочтли из хлебного теста с мёдом; это изображение
после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми
участниками праздника. В других мифах Уитцилопочтли выступает как воин,
побеждающий ежедневно силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили
солнце; отсюда его связь с культовыми объединениями "воинов-орлов”.
Уитцилопочтли изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму клюва
колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью
белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя
стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками. В правой руке он держит
дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. На запястьях у него
золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Ещё его изображали в виде
колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, и с чёрным
лицом, держа в руках змею и зеркало. Он - сын Коатликуэ. По легенде, он
отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она
стала луной. Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств;
ему приносились кровавые человеческие жертвы; в честь Уитцилопочтли
сооружён храм в Теночтитлане. Святилище на вершине этого храма
называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) "Голубое небо”. Дуран
повествует о том, что в храме стояла деревянная статуя сидящего
Уицилопочтли на голубой скамейке. По углам скамейку подпирали змеи.
Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. А перед его
ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к
нему. В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма
были два святилища - посвящённые Тлалоку и Уицилопочтли. Статуя в
святилище изображала юношу покрытого плащом из перьев с ожерельем из
жадеита и бирюзы, и с многочисленными золотыми колокольчиками. Статуя
была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано
полосками. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из
перьев кецаля. На его плече была выдолблена голова колибри. Его ноги
были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. В руках он
держал копьеметалку с дротиками и щит, украшенный перьями и покрытый
золотыми полосками.
Уиштосиуатль (Huixtocihuatl)
- "Соляная женщина”, в ацтекской и до-ацтекской мифологии являлась
богиней плодородия. Богиня соли и соленых вод. Один из источников
называет Уиштосиуатль женой бога смерти Миктлантекутли. Считалась
покровительницей распутства. По некоторым данным является старшей
сестрой Тлалока. Изображалась в одежде, покрытой волнистыми линиями, с
белым щитом и камышовым посохом в руках.
Уэуэкойотль (Ueuecoyotl) -
"Старый, старый койот”. Бог секса и безудержного веселья, песен и
танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили); по происхождению,
очевидно, божество племени отоми. Изображался в виде сидящего койота или
в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках. Был
покровителем смутьянов и тех кто разносит слухи.
Уэуэтеотль (Huehueteotl) - "Старый бог”, бог огня. Ещё одно имя бога - Шиутекутли.
Чальмекасиуильт (Chalmecacihuilt) - богиня подземного мира.
Чальмекатекутли (Chalmecatecuhtli) - бог жертвоприношений.
Чальмекатль (Chalmecatl) - бог подземного мира.
Чальчиутлатональ (Chalchiuhtlatonal) - бог воды.
Чальчиутликуэ
(Chalchiuhtlicue) - "Она в одежде из нефрита”, Матлалькуейе - "Она в
голубой одежде”. В мифологии ацтеков - богиня пресной воды, проточных
вод - управляет всеми водами на земле. Жена Тлалока, сестра тлалоков,
мать Сенцон-Мимишкоа (звёзд северной части неба). Отождествляла собой
молодую красоту и страсть. Изображалась рекой, из которой росло колючее
грушевое дерево полное плодов, символизирующих человеческое сердце. Либо
изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в
головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос
вдоль щёк. Она устроила потоп (в наказанье грешникам), который уничтожил
четвёртый мир. Она являлась покровительницей путешествующих по воде.
Чальчиутотолин (Chalchiutotolin) - "Птица, украшенная драгоценностями”, бог эпидемий, болезней. Одна из ипостасей Тескатлипоки.
Чантико (Chantico) - "Та,
кто живёт в доме”. Богиня огня домашнего очага и огня вулканов. Когда
она нарушила запрет на употребление в пищу паприки (красный перец) в дни
поста и съела жареную рыбу с паприкой, Тонакатекутли превратил её в
собаку.
Чикомекоатль (Chicomecoatl) -
"7 змей”, богиня маиса в классическом периоде жизни ацтеков. Иногда её
называют "богиней пищи”, богиней изобилия, она являлась женским аспектом
кукурузы. Каждый сентябрь молодая девушка, изображавшая Чикомекоатль,
приносилась в жертву. Жрецы обезглавливали её, собирали кровь и поливали
ею статую богини. Далее с трупа снимали кожу, которую надевал на себя
жрец. Изображали (описывали) её по разному: девушкой с водяными цветами;
женщиной, чьи объятия означали смерть; и матерью, носящей с собой
солнце в качестве щита. Она является двойником бога маиса Синтеотль, их
символом является ухо из кукурузы. Иногда её называют Шилонен.
Чикомешочтли (Chicomexochtli) - бог и покровитель художников.
Чиконауи (Chiconahui) - богиня домашнего очага и хранительница семьи.
Шилонен (Xilonen) - "Мать молодого маиса”, Шканиль
("кукурузница” у киче) - богиня молодой кукурузы, покровительница
бедняков. Её ещё называют "покрытая волосами”, намекая на ворсистый
початок кукурузы. В середине лета в её честь приносили в жертву людей,
чтобы умилостивить её и собрать хороший урожай маиса. Она - жена
Тескатлипоки. Изображалась в виде девушки, одетой в жёлто-красное
платье.
Шипе-Тотек (Xipe Totec ) -
"Наш владыка со снятой кожей”, "Наш вождь ободранный”, Тлатауки
Тецкатлипока - "Красный Тецкатлипока”, Ицтапальтотек - "Наш вождь
плоского камня”. В мифологии ацтеков - божество, восходящее к древним
божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел
мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.
Шипе-Тотек был связан как с весенним обновлением природы, так и со
сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Его символ смерть и
перерождение природы. Для прироста и маиса, и людей, он разрезал свою
плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена
маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти).
После того, как он сбрасывает с себя старую кожу, он появляется
обновлённым, блестящим и золотистым богом. В его честь каждый год в
начале весны приносили людей в жертву. У всех народов Центральной
Америки существовал такой праздник с обрядом жертвоприношения
Шипе-Тотеку, на котором жрецы, облачившись в кожу принесённого в жертву
людей, торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных.
Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Шипе-Тотек был также богом
западной стороны света. Считается, что это он насылает на людей
болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Чаще всего он изображался в куртке
из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей
свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице маска из
человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на
голове - коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного
хвоста, в руках - фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. В процессе
синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной
ипостаси. Сапотеки считали его покровителем своей нации. Согласно
Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в
штате Халиско (Jalisco).
Шиукоатль (Xiuhcoatl) - "Огненный змей”. Олицетворение засухи и выжженной земли.
Шиутекутли (Xiuhtecuhtli) -
"Владыка года”, в мифологии ацтеков бог огня, властелин вулканов. Культ
Шиутекутли и его изображение засвидетельствованы ещё в доольмекское
время. Он был богом огня как небесного, так и подземного, жестокого,
всепожирающего, но одновременно и богом домашнего очага, о чём
свидетельствуют его другие имена и ипостаси: Цонкастли ("желтоволосый”),
Куэсальцин ("пламя”), Тота ("наш отец”), Уэуэтеотль ("очень старый
бог”), Тлальшиктеника ("сидящий в пупе земли”), "мать богов, отец богов”
и др. Он - олицетворение света во тьме, тепла в холоде и жизни в
смерти. У ацтеков он изображался с лицом, раскрашенным наполовину
красной, наполовину чёрной краской, головное украшение составляли два
тростника или бабочка; в руках у него или жезл или щит, или копал
(курительная смола) и кадильница. На праздниках его статуя всегда
приносилась последней, так как он стар и ходит очень медленно. Как бога
света и огня, его также изображали с красным или оранжевым лицом с
курильницей на голове. Его женой называют Чальчиутликуэ, хотя в других
мифах её считают женой Тлалока. В конце 52-летнего цикла люди боялись,
что боги уничтожат их, и чтобы умилостивить богов, они устраивали в их
честь праздники, где Шиутекутли (как бог огня) был в особом почёте на
этих торжествах (в центре внимания). Ему посвящались сердца, вырванные
из поджарившихся на углях тел жертв.
Шокотль (Xocotl) - бог огня и звёзд.
Шолотль (Xolotl) - у
тольтеков и ацтеков является богом света и проводником мёртвых в
Миктлан. Ацтеки считают его братом-близнецом Кецалькоатля. Как владыка
вечерней звезды и олицетворение Венеры, он "сталкивает” солнце за океан,
вызывая закат, а потом охраняет всю ночь путешествие солнца по
подземному миру. Шолотля изображают либо в виде скелета, либо человеком с
собачьей головой.
Шочикецаль (Xochiquetzal) -
"Цветочное перо”, Се атль - "Один вода”, Масатеотль - "Оленья богиня”. В
мифологии ацтеков - богиня любви, цветов, плодородия, беременности,
домашних дел. Богиня земли, цветов, растений, игр и танцев, но в
основном - богиня любви. Покровительствует ремесленникам, проституткам,
беременным женщинам и деторождению. Изначально её ассоциировали с луной.
Она наиболее очаровательна в ацтекском пантеоне, а её свита состоит из
бабочек и птиц. Обычно изображалась в виде молодой женщины в клетчатой
юбке, с двумя косами или двумя пучками перьев кецаля в волосах.
Шочикецаль - одна из позднейших ипостасей "богини с косами”, поэтому
мифы о ней очень разнообразны: она - первая женщина, пришедшая с
Пильцинтекутли (он же Тонатиу) из земного рая Тамоанчана; в других
источниках Шочикецаль - жена Тлалока, похищенная у него Тецкатлипокой;
мать первых небесных близнецов Кетцалькоатля и Шолотля; жена
Макуильшочитля или Шочипилли (или сестра-близнец цветочного владыки).
Испанские источники 16 в. сравнивают её с римской Венерой. У ацтеков
Шочикецаль считалась покровительницей жён, ткачей, любящих, художников,
распутниц, скульпторов. Каждые 8 лет устраивались празднества в её
честь, где участники носили цветочные маски и маски животных.
Шочипилли (Xochipilli) -
"Владыка цветов”. Бог цветов, маиса, любви, игр (в мяч в том числе),
красоты, песен, танцев и веселья. Муж Майяуэль и брат-близнец
Шочикецаль, сын Тласольтеотль. Часто его ассоциируют с Макуильшочитлем
("5 цветов”). Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек,
со скипетром в руках, на острый конец которого нанизаны человеческие
сердца. Считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и
игроков в мяч.
Эхекатль (Ehecatl) - "Ветер”, бог ветров. Организовал
движение солнца по небу и подмёл (дунув на них) дороги Тлалока,
находящиеся высоко в небе. Как одно из воплощений Кетцалькоатля, вносит
жизнь во всё безжизненное. Он подарил любовь человечеству после того,
как сам полюбил молодую женщину Майяуэль. Их любовь символизирует
прекрасное дерево, которое растёт в том месте, где они ступили на землю.