Майяуэль (Mayahuel) - в мифологии ацтеков первоначально
одна из богинь плодородия, затем богиня, давшая людям агаву и
алкогольный напиток октли. Богиня магуэй (вид агавы). Превращалась в
магуэй, вселяя в растение чары долголетия. Изображалась в виде женщины с
400 грудями.
Макуильшочитль (Macuilxochitl) - "5 цветок". Бог музыки и танцев. Бог весны, любви и веселья, покровитель искусств. Другое имя - Шочипилли.
Малинальшочи (Malinalxochi) -
сестра Уицилопочтли. Волшебница имеющая власть над скорпионами, змеями и
другими жалящими и кусающими насекомыми пустынь.
Мецтли (Metztli) - лунный бог.
Мештли (Mextli) - главный
бог мексиканцев, давший название страны. Часто его ассоциируют с
Уицилопочтли. Ежегодно ему приносили в жертву сотни людей. Мешитли был
богом войны и штормов.
Миктлан (Mictlan) - в
мифологии ацтеков загробный мир, делившийся на девять уровней. Последний
уровень подземного мира, располагался на севере. Все души, за
исключением воинов павших в боях, женщин и детей, умерших во время родов
(они отправлялись в Тонатиуичан или "Дом Солнца"), и утопленников (они
попадали в Тлалокан), попадали в него, где обретали вечный покой.
Однако, чтобы добраться до Миктлана, душам приходилось совершать полное
опасностей путешествие. Во время похорон мёртвых наделяли магической
силой и при помощи бога Шолотля они могли удачно добраться до Миктлана.
Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя
грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и
гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор,
вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия.
Последнее препятствие - широкую реку покойник пересекал на спине
маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана -
Миктлантекутли, умерший подносил ему свои дары и получал своё место в
одной из девяти преисподних.
Миктлантекутли
(Mictlantecuhtli) - "Владыка царства мёртвых". В мифологии ацтеков
владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде
скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные
спутники - летучая мышь, паук и сова. Его жена - Миктлансиуатль.
Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к
Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что
Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив
просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и
приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кетцалькоатль
споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из
преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль
создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то
мужчины и женщины различаются по росту.
Миктлансиуатль (Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекутли, богиня подземного мира.
Мишкоатль (Mixcoatl) -
"Облачная змея", Истак Мишкоатль - "Белая облачная змея", Камаштли - бог
звёзд, полярной звезды, охоты и войн, и туч, отец Кетцалькоатля.
Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в
виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и
Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Иногда в
мифах он является ипостасью Тескатлипоки - он разжёг первый огонь,
использовав для этого небесный свод, который раскрутил вокруг оси как
сверло. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли,
рождённого от Коатликуэ. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и
дротиками в руках. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку").
Нагуаль (Nagual) - дух-покровитель в образе животного или
растения. Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали
песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное. У каждого
бога и человека есть свой нагуаль, с которым он разделяет судьбу до
самой смерти. Например, у Уицилопочтли нагуаль - колибри, у Кецалькоатля
- пернатая змея, у Тецкатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл.
Науаль (Nahual) -
покровители (защитники) смертных. Они созданы из той же материи, что и
смертные. У каждого смертного есть свой науаль, который приглядывает за
ним.
Нанауацин (Nanauatzin) - бог, пожертвовавший собой, чтобы солнце и дальше могло светить. Покровительствует храбрым и мужественным людям.
О
Омакатль (Omacatl) - "2
тростник". Бог праздников и удовольствий. Является одним из аспектов
Тескатлипоки. На одном из празднеств делали из маиса фигурку бога, а
потом съедали её.
Омесиуатль (Omecihuatl) -
богиня-творец. Жена Ометекутли. В ацтекской мифологии было два
прародителя всего сущего - богиня Омесиуатль и её муж Ометекутли.
Ометекутли (Ometecuhtli) -
"2 Владыка". Бог-творец, бог огня. Занимал самое высокое место в
ацтекском пантеоне богов. Владыка (или бесполый господин) двойственности
и единства противоположностей. У него не было чёткого культа и центра
его культа, но считается, что он присутствовал в каждом ритуале и в
каждой вещи во всём мире.
Ометеотль (Ometeotl) - божество противоположностей. Совмещал в себе и женское и мужское начало.
Опочтли (Opochtli) - "он,
кто разделяет воду", древний чичимекский бог рыболовства, охоты и ловли
птиц ловушками. Возможно ему поклонялись ещё в Астлане.
Патекатль (Patecatl) - "Он
из страны лекарств", бог исцеления, плодородия и алкогольного напитка
октли - "владыка корня пульке" - является олицетворением трав и корней,
необходимых для приготовления октли. Муж богини Майяуэль, вместе они
являются родителями Сенцон Тоточтин ("400 кроликов"). Изображался с
топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках.
Первоначально был божеством хуастеков.
Попокатепетль (Popocatepetl)
- молодой воин, влюбившийся в Истаксиуатль, дочь правителя. Боги,
сжалившись над ними, превратили их в одноимённые горы.
Сенцон Тоточтин (Centzon Totochtin) - "400 кроликов". Группа распутствующих и пьянствующих божеств.
Сенцонуицнауа (Centzonuitznaua) - боги южных звёзд. Являются братьями бога-солнца Уицилопочтли, выступившими против него.
Сивататео (Civatateo) -
упоминания об этих вампирах восходит к ацтекской мифологии, считается,
что они служили богам. Так, они обладают магическими силами жрецов. Все
они являются - знатными женщинами, умершими во время родов и вернувшиеся
на землю. Эти существа подкрадываются к путешественникам на
перекрёстках дорог и прячутся в храмах или в церквях. Вид у них ужасающ
(сморщенные, ссохшиеся), и они белые как мел. У них на одеждах и на теле
(татуировки) часто встречаются рисованные головы мертвецов или другие
глифы.
Синтеотль (Centeotl) - "Бог
кукурузы", божество молодой кукурузы. Является сыном Тласольтеотль и,
иногда, упоминается в качестве мужа Шочикецаль. Изображался в виде юноши
с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой
или початками в руках. В некоторых мифах выступает в женском облике. В
древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики
под разными именами; ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. Он
считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров, живших в
Шочимилько.
Сипактли (Cipactli) - в
мифологии ацтеков самое первое морское чудовище, имеющее вид
одновременно рыбы и крокодила, из которого боги Кецалькоатль и
Тескатлипока создали землю. Тескатлипока пожертвовал своей ногой ради
этого чудовища. Другое олицетворение земли - Тлальтекутли, имевшее облик
полужабы-полуаллигатора, было мужским; по некоторым мифам, Сипактли -
жена Тлальтекутли.
Ситлалатонак (Citlalatonac) - бог-творец. Со своей супругой Ситлаликуэ создал звёзды. Является одной из ипостасей Тонакатекутли.
Ситлаликуэ (Citlalicue) - "Одежда из звёзд". Богиня-творец. Жена Ситлалатонака.
Сиукоатль (Ciucoatl) - богиня земли.
Сиуакоатль (Cihuacoatl) -
"Женщина-змея". Одно из древнейших божеств в мифологии индейцев
Центральной Америки. Богиня-мать земли, войны и деторождения, мать
Мишкоатля. Покровительница родов и женщин, умерших во время родов, а
также покровительница повивальных бабок и повелительница сиуатетео. Она
помогала Кецалькоатлю в создании первых людей этой эры, которые созданы
из костей людей предыдущей эры и крови старых богов,
самопожертвовавшихся для этой цели. Изображается в виде молодой женщины с
ребёнком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы,
вооружённая копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. Её крик
сигнализирует начало войны. Культ Сиуакоатль был особенно популярен в
ипостаси Тонацин, а центр её культа находился в городе Кулуакан.
Сиутеотео (Ciuteoteo) - духи
подземного мира, живущие под патронажем Сиуакоатль. В образе орлов,
спускают солнце с неба, когда оно находится в зените, домой в подземный
мир, принося болезни детям. Также они являются душами женщин, умерших
при первых родах или тех, кто был воинами.